Главная / СМИ / Блоги / Блог Сергея Зарвовского / Права потребителей и как они защищаются

   Блог
   Сергея Зарвовского

Сергей Зарвовский - луганский писатель и журналист.
E-mail автора sz.17@mail.ru

Права потребителей и как они защищаются

За повседневной суетой, за обилием всевозможных праздников и профессиональных «Дней», мы как-то не замечаем дня, касающегося каждого из нас. Независимо от образования, национальности и места работы, мы с момента рождения становимся «профессиональными» потребителями, и именно этот день – «Всемирный день защиты прав потребителей», я и имел в виду. Не секрет, что каждому не раз доводилось приобретать недоброкачественный товар или пользоваться услугами, явно не соответствующими их стоимости. Поэтому любопытно узнать, как же обстоят дела с защитой прав – нет, не у нас, а там, куда мы так упорно стремимся попасть – в Евросоюзе, да и во всем мире.

История появления Всемирного дня защиты прав потребителей имеет конкретную точку отсчета. За нее взято выступление перед Конгрессом 15 марта 1962 года Президента США Кеннеди, который заявил: «Потребители, по определению, это все мы. Это наибольшая… прослойка, на которую влияет почти каждое экономическое решение государства или бизнеса. Тем не менее, это едва ли не единственная группа, мнением которой часто пренебрегают». В этом же выступлении он изложил первые четыре права потребителей, которые, впоследствии расширились до восьми. Правда, официально впервые этот день начал отмечаться только в 1985 году.

Но Кеннеди был далеко не первым, кто встал на защиту наших прав. Законы, направленные на защиту потребителя, насчитывают уже не одну сотню лет. Вначале они касались продукции повседневного потребления, например, карали за разбавление производителями или торговцами молока или пива. Именно в это время сформировались общие интересы в борьбе с недоброкачественной продукцией, как потребителей, так и производителей. Казалось бы – парадокс, причем тут производители?! Но в этом есть своя логика, поскольку честные ремесленники или поставщики не хотели снижать цены из-за недобросовестных конкурентов. Надо сказать, что такое «наступление» единым фронтом на жуликов и бракоделов, в развитых странах существует и до сих пор.

Но, пока существовало натуральное хозяйство и простой товарообмен, проследить за качеством продукции было не сложно. С началом индустриализации, которая обезличила рынок, появились трудности с обменом недоброкачественного товара, произведенного на фабрике, находящейся далеко от места его продажи. А с развитием рекламы началась борьба с недобросовестными рекламодателями. Но комплексный подход в законодательстве по защите прав потребителей начал применяться только с начала 50-х годов. Вначале это были отдельные законодательные акты, затем возникла идея создания перечня прав и согласованного комплекса законов. Таким образом, в Евросоюзе появились общеевропейские директивы, содержащие общие требования, которые потом конкретизировались в законодательстве каждой страны. Появились государственные органы, следящие за его выполнением, развилась сеть общественных организаций, занимающихся не только проверкой качества продукции, но и просвещением потребителей. И, если Кеннеди назвал только четыре права потребителя, то сегодня, как было сказано, этот перечень дополнили до восьми. Это право на безопасность продукции, на получение достоверной информации, на потребительское просвещение, на компенсацию за недоброкачественную продукцию, право быть выслушанным, право на выбор товара, на удовлетворение основных потребностей и на здоровую окружающую среду. В большинстве стран ЕС приняты национальные законы, обеспечивающие все восемь прав потребителей.

В 90-х годах в ЕС возник Директорат потребительской политики, в компетенцию которого чуть позже вошли вопросы охраны здоровья и безопасности пищевой продукции. Сегодня этот орган известен как Генеральный директорат Европейского Союза по вопросу охраны здоровья и защите прав потребителей.

Законодательство разных стран имеет определенные отличия, где-то определенные функции выполняет государство, где-то их взяли на себя общественные организации. Имеются отличия в структурах государственных органов и в стандартах на одну и ту же продукцию. Сегодня Европейская комиссия решает вопрос целесообразности унификации подобных законов для всех стран членов ЕС. Не все согласны с такой постановкой, поэтому решение еще не принято. Но европейские органы стандартизации продукции уже работают, функционирует и система оповещения национальных органов власти о появлении в какой-либо стране товара, представляющего опасность для здоровья.

В ЕС существует три типа организаций по защите прав потребителей. Это полностью независимые, поддерживаемые правительством и государственные. Все они издают большое количество печатной продукции, рассказывающей о свойствах разных товаров, дают их сравнительные характеристики, помогая покупателю лавировать в океане произведенной продукции. Они же печатают списки недобросовестных фирм и некачественных товаров, в большинстве стран попасть в такой перечень, практически означает банкротство, поскольку с такой «славой» удержаться на рынке будет невозможно.

Надо сказать, что в Украине такая работа тоже начинает налаживаться. Появились интернет-издания, в которых любой желающий может ознакомиться со свойствами необходимого товара. Другое дело, что интернет не всем доступен, а редакторы некоторых газет пытаются взять деньги за размещение просветительских материалов по правам потребителей. Но пусть это останется на их совести. Поэтому сегодня не хочется говорить о том, как защищают наши права те, кому это положено по службе, да и насколько грамотно мы это делаем сами. Не будем о грустном, лучше узнаем, как живется рядовому потребителю, например, в Швеции. Можете не верить, но, то о чем я расскажу, действительно существует на самом деле.

Начнем с того, что шведские государственные и общественные организации по защите прав потребителей входят в составы комиссий Евросоюза, объединяющего 25 стран - членов европейского рынка, насчитывающего 450 млн. покупателей. Главная задача государственной власти - защита прав, здоровья и безопасности отечественного потребителя. Для этого его законодательно обеспечивают всесторонней информацией о качестве различных изделий и местах возможного их приобретения. Закон о безопасности товара разрешает государственным и общественным организациям делать всевозможные проверки и запрещает выпуск не соответствующей стандартам продукции. Существует специальный закон об информировании потребителей о качестве и цене товара, действуют законы о покупках и об услугах, действует инструкция для продавцов, в которой оговорен порядок их взаимоотношений с покупателями.

Система защита прав потребителей Швеции является многовекторной, то есть в ней отсутствует жесткая вертикаль государственных органов. Такая ситуация сложилась благодаря наличию разветвленной сети общественных организаций, которые занимаются формирование потребительского сознания и общественного мнения. Негосударственные организации имеют определенную специализацию, каждая из них занимается своим сектором товара. Успеху их работы способствует высокое правосознание, на появление которого повлияла система потребительского образования, сориентированная на граждан различного социального положения, возраста и достатка.

Все действия государственных и общественных организаций (которых, кстати, там очень много) направлены на то, чтобы возможные конфликты решались прямо на месте продажи, поэтому в стране не принято по такому поводу обращаться в суд. Обращения в организации, формирующие общественное мнение о производителях, оказываются гораздо действеннее. Им доверяют, и если появляется информация о недоброкачественном товаре, его перестают приобретать и фирма терпит серьезные убытки. Поэтому, производители стараются не терять свою репутацию и, в случае рекламаций, безропотно возвращают деньги и снимают товар с реализации. Более того, там введена единая электронная база данных по учету выявленных нарушений и оперативному на них реагированию.

Отдельно следует остановиться на рекламе и о системе образовании потребителей с раннего возраста. Для детей до 12 лет реклама запрещена, видимо потому, что в таком возрасте правильный выбор могут сделать только родители, а на государственных каналах она вообще отсутствует. Пользуется популярностью специальный сайт «Родительское жюри», на котором формируется общественное мнение о качестве детского питания, обсуждается безопасность игрушек. Государство и общество беспокоятся о детях не только ограждая их от рекламы, но и организовывая обучение правам потребителей, знанием о товарах и услугах. На эту тему издаются учебники, используются различные обучающие программы, при этом каждая школа самостоятельно выбирает каким образом обучать детей стать грамотными потребителями.

Особую роль в защите прав играют средства массовой информации. Наиболее популярное издание «Советы потребителям», кроме него необходимая информация печатается в других газетах, журналах, распространяется на листовках, доводится на семинарах и лекциях, а также через телевидение. Надо заметить, что информационные программы для потребителей во всех СМИ финансируются государством (в отличие от Украины…). С 2002 года в Швеции на интернетовском сайте более 500 авторов обсуждают вопросы потребительских свойств продукции разных стран, выясняют отношение к генетически модифицированным продуктам и т.п. Соответствующие обзоры публикуются и в различных газетах.

Как правило, пресса используется как особо действенное средство в тех случаях, когда диалог с производителем, проводимый государством или общественной организацией, не дает должных результатов. Например, недобросовестные производители или предприниматели гораздо больше бояться попасть в «черные списки», чем судебных разбирательств. Упоминание какой-либо фирмы в таких списках грозит ей, практически разорением, поскольку ее товар никто не станет покупать. Средства массовой информации освещают также программы работы агентства потребителей Швеции, Европейского потребительского Центра, Коллективного общества потребителей Стокгольма, отделения потребительской политики Министерства аграрной политики, ассоциации потребителей и других организаций.

По общему мнению членов ЕС система защиты прав потребителей Швеции считается одной из самых эффективных в Европе, и эта ситуация сложилась потому, что само государство содействует поддержанию высокого уровня развития гражданского общества, в котором главенствует человек.

Автор выражает благодарность Валерию Борисовичу Полякову - Вице-президенту Украинской ассоциации защиты прав потребителей, за предоставленную информацию о его визите в Швецию.

14.03.2012