Главная / СМИ / Блоги / Блог Сергея Зарвовского /Ле Корбюзье в незнакомой роли

   Блог
   Сергея Зарвовского

Сергей Зарвовский - луганский писатель и журналист.
E-mail автора sz.17@mail.ru

Ле Корбюзье в незнакомой роли

Мы привыкли к тому, что стандартизация везде и во всем пронизывает наше существование, и думаем, что так было всегда. Но еще лет сто назад никому и в голову не приходило создавать типовые модули жилых домов, мебели, кафе или аэропортов. И создателем таких форм является человек, которого мы знаем как великого архитектора, внесшего новизну не только во внешний облик зданий, но и предложившего кардинально иные принципы построения жилых кварталов. Это француз Ле Корбюзье, настоящее имя которого Шарль Эдуард Жаннере. Он прошел долгий путь, отмеченный такими творческими вехами: художественное ремесло – живопись – дизайн – архитектура – градостроительство. Но если два последних направления известны многим, то о предшествующих мы знаем мало, хотя именно они и дали толчок к восхождению Ле Корбюзье на пик славы архитектора.

Именно он внес в дизайн ранее не применявшиеся приемы, стремясь организовать предметно-пространственную обстановку таким образом, чтобы ее можно было тиражировать с помощью машин. Это является основой идеологии его дизайнерских разработок и именно ему принадлежит заслуга в соединении таких, казалось бы несовместимых понятий как художественный дизайн и массовое производство. Ле Корбюзье доказывал, что промышленные методы и технологии должны применяться при создании любого предмета, для чего его конструкция должна быть максимально технологичной. В доказательство этому, он сам предложил дизайн целого ряда предметов технического и бытового назначения: турбины, самолеты, автомобили, банковское оборудование, мебель, обувь и многое другое.

Практическая деятельность Ле Корбюзье в этом направлении опиралась на три основных положения: изготавливаемые вещи должны быть стандартизированы, предметы домашнего обихода рассматриваются как «искусственные конечности», при их изготовлении должны применяться новейшие технологии. Понятие стандартизации является основой его как дизайнерских, так и архитектурных разработок, за что ему неоднократно доставалось от критиков. Ведь такой подход подразумевает одинаковость всех людей, лишение их индивидуальных потребностей, а в 20-е годы только в Советском Союзе начинали всех подгонять под единый стандарт. Европейское же общество еще пыталось сопротивляться такой «уравниловке». Его противники не слушали, когда дизайнер говорил о создании нескольких типов стандартов для удовлетворения потребностей любого человека.

Что касается второго положения, то Ле Корбюзье утверждал, что наши тела и мускулатура однотипны и выполняют одни и те же функции, соответственно и предметы домашнего обихода должны быть типовыми. Он утверждал, что чем больше предметы контактируют с нашим телом, чем ближе они к нему по своей функции, тем правомочнее рассматривать их как искусственные конечности, предназначенные для расширения функциональных возможностей человека. Здесь уже можно говорить скорее о дизайне эргономическом, но, в то время такого слова еще не придумали.

Но его идеи о предмете, как продолжении конечностей, можно было воплотить только с применением передовых технологий и материалов. Ле Корбюзье опередил свое время не только благодаря смелым дизайнерским решениям (и сегодня можно увидеть металлическую мебель, спроектированную в 20-30-х годах, но стильно вписывающуюся в современный интерьер, кажущийся верхом авангарда, хотя и он из того же времени). Именно он предложил отойти от традиционного материала – дерева, и перейти на сталь, алюминий и синтетику, что сегодня кажется тривиальным. С определенной долей юмора можно относиться и к тому, что он «предвосхитил» такое явление, как конверсия, предложив дизайнерам покинуть свои мастерские и перебраться на авиационные и автомобильные заводы. Но это диктовалось не отсутствием заказов на военную технику, а сложностью предлагаемых им конструкций, которые можно было выполнить только на достаточно точном оборудовании.

Начиная с 1925 года, Ле Корбюзье демонстрирует на различных выставках не только новые формы мебели, но и необычную для того времени концепцию ее расположения. Мебель у него начинает играть особую роль, определяющую сам тип помещения, основой обстановки являются унифицированные блокирующиеся секции. Их можно встроить в стену или использовать в качестве перегородок, оптимально используя пространство и оставляя максимум свободного места. В этой концепции с удивлением узнаем столь знакомые «стенки» и «шкафы-купе», появлению которых, оказывается, мы обязаны знаменитому впоследствии архитектору. Кстати, и оптимальная высота потолков в 2 м 20 см тоже рассчитана им.

Любопытно первое высказывание о новых проектах мебели критика изобразительного искусства и архитектор Серджио Беттини: «Мне кажется, что главное достижение этих кресел в том, что… «дух геометрии» и «дух изящества» соединились по слову Ле Корбюзье, чтобы создать безукоризненное равновесие».

Правда, со временем дизайнерский функционализм Ле Корбюзье (в отличие от функционализма архитектурного), подвергся определенным изменениям. И это не удивительно, ведь, в отличии от личной мебели, архитектура призвана служить одновременно многим людям. Можно спроектировать и построить частный дом, подстроившись под вкус заказчика. Но создать городской ансамбль, учтя пожелания всех, кто будет в нем существовать, невозможно, об этом свидетельствуют те баталии, которые неизменно разгораются вокруг любого строящегося комплекса. Иное дело предмет индивидуального пользования. Будучи рациональным по конструкции и функциональным по назначению, он все же должен удовлетворять вкусу потребителя. До сих пор мебель проектируется по принципам Ле Корбюзье, но украшается различными отделочными материалами, которых в его время еще не было. Тем не менее, основные ее образцы, дойдя до нас практически в неизменном виде, сегодня стали классикой.

Ле Корбюзье не просто опередил время, а заставил его спрессоваться и застыть вокруг его произведений. Мода 20-х годов во всех проявлениях – от причесок и одежды, до автомобилей и зданий, вызывает снисходительное умиление. Мимо же зданий, сооруженных Ле Корбюзье, мы проходим в уверенности, что его стены возведены совершенно недавно. Например, здание Центрального статистического управления СССР в Москве было построено в середине 30-х годов, но смотрится сегодня как типовой кубик из стекла и бетона. Точно так же мы не обращаем внимания на мебель, казалось бы, имеющую вполне современный силуэт, не зная, что история ее создания насчитывает не один десяток лет.

04.09.2012