Главная / СМИ / Блоги / Блог Ю.В. Кукурекина / О мальчишках, девчонках и их родителях

 Кукурекин Юрий Васильевич

Блог врача с писательским подходом.
Кукурекин Юрий Васильевич - кандидат медицинских наук, известный врач, член Национального союза журналистов Украины и Межрегионального союза писателей Украины.

ОЧЕРКИ О МАЛЬЧИШКАХ, ДЕВЧОНКАХ, А ТАКЖЕ ИХ РОДИТЕЛЯХ –

увидеть не хотите ли ?

Дети

Вот- вот, очерки о мальчишках, девчонках, особенностях их психики, возможных отклонениях в характерах, приводящих к нарушениям поведения и адаптации в школе, расстройствам психической деятельности. Ведь все мы сталкиваемся с аномалиями душевной сферы детей и подростков и часто просто не знаем, как реагировать, что делать. Да, и вообще, как трактовать то, что бывает в поведении детей, и то, что находится на грани душевного расстройства. По поводу такого рода нарушений дети сами к врачам не обращаются. Потому именно взрослые должны знать о том, что может быть с их детьми в том или ином возрасте. И не допускать ошибок в своей трактовке поведения детей, которые могут усугубить отклонения в психическом здоровье детей и подростков.


А потому, читайте, уважаемые взрослые, и не говорите, что вам это не сообщалось, не разъяснялось. Внимайте и впитывайте то, что вам расскажут детско- подростковые врачи и психологи Луганской областной клинической психоневрологической больницы.
Итак,


«ТРУДНЫЙ» ВОЗРАСТ

Подростковый возраст - это время становления характера, называется ещё переходным периодом. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой и на становлении личности и на поведении подрастающего поколения. То есть, поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. В этот период так часто бывают те или иные нарушения поведения наших мальчишек и девчонок. Которые доводят их до больших неприятностей, также - их многострадальных уже родителей.


С чем же связаны эти нарушения поведения? Наука свидетельствует о том, что зависит это нередко от изменения эмоционального развития детей- прежде всего, конечно, в семье. Речь идёт о том, что родители, в общем- то, не уделяют внимание именно такому развитию- эмоциональному. Пускают «на самотёк» воспитание чувств, морали и этики. Отсюда и те явления в молодёжной среде, которые иначе как угрожающими для общества не назовёшь. Вот, ведь, что уже стало фактом: среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стала проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди тех, кто не достиг ещё зрелости биологической и социальной. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается, причём появляются все новые виды отклоняющегося поведения.


Известно, например, что подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления. Такого рода и ещё многое – и есть проблемы «трудного возраста», а «трудные подростки»- одна из центральных психолого- педагогических и медицинских проблем.


Большая общественная важность данной проблемы становится особенно очевидной в демократическом государстве, а вернее- в период его построения.. Непростое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит к трудностям и внутренним конфликтам. Отсюда, - необходимо что- то делать для исправления существующего уже положения.


Что же? Считаем, что нужно всем нам: и медикам и педагогам и социологам и политикам предпринять необходимые меры для коррекции отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка. Возможно ли это? – Вполне! А для этого необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и ознакомиться с нормами и не нормами(патологией) поведения подростков, психологическими факторами трудновоспитуемости, формами проявлений нарушения поведения, возрастными особенности психики, основными причинами появления «трудных» детей и подростков. Оценка же любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Нужно, конечно, не ставить «крест» на таких «трудных» подростках, а помнить о том, что большая часть из них не является психически больной, а их поведение, как сказано, отклонение от нормы. Которое можно и нужно исправить!


Нужно иметь ввиду и то, что юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности, представляют собой группу риска. Как всё начинается? - Обычно всё начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми , отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с Уголовным Кодексом. То есть, это есть девиантное поведение -система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).


В ряде случаев, поведение такое может быть связано с: 1) сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я –концепции; 2) пограничность и неопределённость социального положения подростков; 3) противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли. Но, всё же, подростковая делинквентность(отклоняющееся поведение) в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины- недостатки воспитания, прежде всего. От 30 до 85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной - с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой. Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки.


Семейные проблемы

Одним словом, деликвентность далеко не всегда связана с ненормальностями характера, с психическим нарушениями. Но, вот что опасно: все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм. Выход же за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия. Вот этого и надо не допустить. Для этого- объединить усилия всех заинтересованных и привлечь внимание властных и законодательных структур.


Наталья Овчаренко, заведующая детско – подростковым диспансерным отделением, Юлия Чеботарь – психолог, Луганская областная клиническая психоневрологическая больница.

Наталья Овчаренко

Детско-подростковая служба

Детско-подростковая служба


ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития, особенно, ребенка. Понятно, что нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь — особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены.


Для нормального формирования речи необходимо, во- первых, чтобы кора головного мозга ребёнка достигла определенной зрелости(запомним это!) . Только после этого сможет возникнуть в нужном состоянии артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное(скажем, обязательное второе) условие — полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка. К примеру, однословные предложения должны появиться на первом году жизни, запас слов в 30- 40 и более- в полтора года. После чего, в два гола и старше у ребёнка возникает первый период вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?» и так далее. Постепенно у ребёнка формируется умение разговаривать, произносить предложения и делать пересказы.


Но, вот беда. В реальной жизни мы часто сталкиваемся с детьми, у которых имеет место отставание в развитии речи. И причин этому может быть немало. Назовём наиболее часто встречающиеся из них. Итак, это: патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Но, трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание. Можно ещё многое сказать о тех факторах, которые весьма значимы в появлении речевых нарушений у детей.


Что необходимо знать родителям, если ребёнок не начинает говорить в соответствии со своим возрастом? 1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он также, как его сверстники? 2. Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? 3. Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонениями в психическом развитии. 4. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? 5. Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? 6. Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда. 6. Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет. 7. При необходимости начать лечение и логопедические занятия.


Для того чтобы помощь ребенку с отставанием в речевом развитии была результативной, необходимы комплексный подход и согласованная работа разных специалистов (врачей, логопедов, психологов, педагогов), а также активное участие родителей. Важно, чтобы эти совместные усилия были направлены на раннее выявление и своевременную коррекцию речевых нарушений у детей. Основными направлениями коррекционной работы при нарушениях развития речи у детей являются: логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение.


Среди медикаментозных средств чаще всего применяются ноотропы — группа лекарственных средств, которые различаются по своему составу и механизмам действия, но имеют ряд общих свойств: оказывают положительное влияние на высшие интегративные функции головного мозга, улучшают память, облегчают процессы обучения, стимулируют интеллектуальную деятельность, повышают устойчивость мозга к повреждающим факторам, улучшают кортикально- субкортикальные связи.


В логопедическом дневном стационаре Луганской областной клинической психоневрологической больницы(ул. Курчатова, 10, тел. 61- 52- 06) применяется комплекс мероприятий как медикаментозных, так и логопедическая коррекция речевых нарушений у детей.


В заключение следует еще раз подчеркнуть необходимость раннего выявления, своевременной и комплексной диагностики и коррекции нарушений развития речи у детей, объединения усилий врачей, логопедов, педагогов и психологов.


Татьяна Топорова - заведующая дневным логопедическим стационаром Луганской областной клинической психоневрологической больницы.

Татьяна Топорова

НАШИ ДЕТИ
(Проблемы воспитания детей в неполных семьях)

К сожалению, с проблемой, когда ребенка воспитывает один из родителей, приходится сталкиваются чаще, чем это можно себе представить. Одни вынуждены самостоятельно воспитывать ребенка в связи с тем, что вдруг выяснилось, что «не сошлись характерами», другие в связи с потерей одного из членов семьи. У некоторых складывается ситуация так, что один из родителей вынужден на длительный срок уезжать, что бы обеспечивать свою семью. В общем, причин может быть много – итог одинаков. Но каковы бы ни были причины, связанный с этой ситуацией стресс испытывает как ребенок, так и родитель. Я намеренно не уточняю, кто окажется этим родителем – мама или папа. Чаще всё же мама, но и случаи, когда остаётся с ребенком отец, стали не редкостью.


И вот наступает момент, когда мама или папа пребывают с ребенком уже на длительный срок «своей семьей». Что же происходит тогда? - Каждый, после расставания с недавно ещё близким человеком, по-разному переносит ситуацию и по-разному адаптируется к ней. Чтобы рассмотреть каждый индивидуальный случай, пожалуй, не хватит ни времени, ни сил. Хочу поговорить о проблемах, с которыми наиболее часто обращаются родители.


Итак, назовем эту маму Натальей. Расставшись с мужем по причине, о которой я уже говорила – «не сошлись характерами», и теперь обязанность воспитывать сына – школьника легла на неё. Наталья очень хороший человек и заботливая мама, но появилась проблема: «Как воспитать в сыне мужские черты характера?» Конечно, сразу возникает вопрос, что подразумевается под «мужскими чертами характера». Боюсь Вас удивить, но у разных людей эти представления разные. Тогда начинается длительный процесс уточнений, что же именно беспокоит Наталью: то, что ребенок растет впечатлительным, мягким, то что незначительная обида может довести его до слёз, что ребёнок не может постоять за себя, то, что ребёнок не проявляет активности в жизни класса, категорически отказывается от занятий в спортивных секциях и, по мнению Натальи, может вырасти «слабаком». И в эти моменты начинают всплывать такие подробности, что Наталья сама очень впечатлительна, часто плачет, часто советуется с сыном как ей поступить в ее взрослых проблемах потому, что ближе ребёнка у неё никого нет. А на вопросы мальчика: «Как поступить в той или иной затруднительной ситуации?», - чаще отмалчивается, или переходит на другую тему, потому, что сама не уверена в своих возможностях «дать правильный совет». Вот и происходит то, что с одной стороны ребёнок перегружен взрослыми проблемами, которые он по определению решить не может, а с другой стороны приобретает свой собственный опыт доступными способами, а именно: набивает собственные шишки, чем огорчает маму и ещё больше расстраивается сам. И вопрос становится о том, что, в первую очередь, сама Наталья нуждается в помощи и в приобретении навыков решения затруднительных ситуаций её собственных, и конечно проблем её ребенка. Помощь в приобретении таких навыков бесспорно можно получить. Самое главное понять с чего надо начинать – С себя! И в этом вам смогут помочь и педагоги и психологи. Главное определиться с тем, какие проблемы относятся к ребёнку, какие к маме, а какие к их семье в целом.


Расскажу о другом не менее часто встречающемся случае. Он практически противоположный.


Мама, назовем ее Еленой, активна, уверенна в себе. Никогда не сомневается в своих действиях и всегда знает, как лучше поступать в любой ситуации. И вдруг она обнаруживает, что ее ребёнок малоинициативный, пассивный, и даже «мягкотелый». Кошмар! Ведь она его учит – учит! Всю жизнь посвятила ему - даже замуж больше не вышла, чтобы всецело принадлежать своему чаду. А что теперь? - И вот мы получаем ситуацию, когда все старания Елены дали совершенно противоположный результат, по крайней мере, с ее точки зрения. А результат как раз самый прогнозируемый. Активная, энергичная мама полностью подчинила себе желания, вкусы, стремления ребёнка. А он(она), приняв мамины «правила игры», вновь не устроил её. Так же как и в предыдущей ситуации необходимо определиться, что же теперь делать. Как теперь помочь и ребенку и маме изменить ситуацию. И в результате понять, что если Елена не изменит свое отношение к ребенку, то старания всех психологов мира будут бесполезными. Это самый сложный этап – критическая оценка своих собственных действий и готовность изменить их. И не только ради ребёнка, но и для самой себя. Ведь, согласитесь, очень сложно постоянно жить по принципу «Железной леди». Должна быть и эмоциональная отдушина, и возможность принимать другое мнение, даже если оно отличается от собственного. А еще понять, что ценность человека в том, что он многогранен и не однозначен. А ребенок это человек и развивающаяся личность с индивидуальными качествами. И наша, с Вами, общая цель способствовать этому развитию, а может иногда и учиться их искренности и открытости. И конечно любить их!


Психолог Луганской областной клинической психоневрологической больницы Евгения Тарапура

Татьяна Топорова


Юрий Кукурекин - кандидат медицинских наук, член МСПУ

22.10.2013