Главная / СМИ / Блоги / Ю.В. Кукурекин / Наша землячка - Галина Дмитриевна Топоркова

 Кукурекин Юрий Васильевич

 Блог врача с писательским подходом.
Кукурекин Юрий Васильевич - кандидат медицинских наук, известный врач, член Национального союза журналистов Украины и Межрегионального союза писателей Украины.

 

ПОСТИГШАЯ ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА АКТРИСЫ

Совсем недавно, в 2012 году, в «полку» заслуженных артистов Украины в Луганской области прибыло. Галина Дмитриевна Топоркова — профессиональный исполнитель, работающий на сцене Луганского областного академического русского драматического театра имени П.Луспекаева вот уже около сорока лет, достигла должной оценки своего мастерства. Этому способствовал неустанный труд, способности, умение сопереживать…своим героям, входить в образ.


Галина Дмитриевна Топоркова

Как писал А.Островский: «Чтобы быть артистом - мало знать, помнить и воображать - надо уметь....Актёр обязан не только понимать, каковы мысли и чувства изображаемого им лица, но и войти в строй этих мыслей и в мир этих чувств».


Такова она и есть - работающая на сцене Луганского областного академического русского драматического театра не по шаблону исполнения характеров и типажей, а с чувством, фактически, - живущая внутренним миром своих героинь.


Уроженка города Макеевки Донецкой области, с детства мечтающая о театре, по окончании школы поступила она в Саратовское театральное училище, где постигла основы сложного мастерства актрисы. Кстати, рядом, в том же училище обучались такие блистательные в будущем мастера театра и кино, как Владимир Конкин и Олег Янковский.


По окончании - распределение в Белгородский драматический театр, где играла три года, большей частью, ведущие роли. После пробы на роль Велы в спектакле «Вампир» А.Страшимирова заметили Галину Дмитриевну в Луганском театре, где она и осталась на всю оставшуюся жизнь. Играла в том спектакле Г.Топоркова главную роль в паре с великолепным актёром, безвременно ушедшим из жизни, заслуженным артистом Украины Александром Иосифовичем Бондаренко в течение пяти лет. Спектакль имел бурный успех, дебют актрисы Г.Топорковой на Луганской сцене очень удачен.


Потом была большая творческая жизнь на сцене. Роли были разные - большие, маленькие, но все - любимые: «Надя («Воспитанница» А. Островского), Коринкина («Без вины виноватый А. Островского), Адела («Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорка), Алла Шиндина («Мы, нижеподписавшиеся», А. Гельмана), Эльмира («Тартюф» Ж.-Б. Мольера), Амфиса Хлёстова («Горе от ума» А. Грибоедова), Анна Павловна («Доходное место» А. Островского), Лебёдкина («Поздняя любовь» А. Островского) и многие другие.


В творчестве Галины Дмитриевны смотрятся исполняемые ею роли героинь классического жанра. Спектакль «Поздняя любовь А.Островского: «Роль Лебёдкиной убедительно сыграла Г.Топоркова, показав жеманную, тщеславную, кичащуюся своим нарядами и драгоценностями дамочку... Или вот спектакль «Вчера, сегодня, завтра...» А.Озолина : Со свойственной ей мастерством и доходчивостью показывает внутренний мир совей героини занятая в постановке артистка Г.Топоркова(Сигизмунда Феликсовна). И, это не преувеличение- она находит эффектные выходы на первый план, демонстрируя, что называется, сольный номер, в частности, вызывающее сострадание трогательность» (публикации в прессе). Роли Лебёдкиной и Сигизмунды Феликсовны - совершенно разные, на разных полюсах, что-ли, но как ярко играет их Г.Д.Топоркова.


Основу актёрского творчества составляет принцип перевоплощения. Существуют понятия внешнего и внутреннего перевоплощения, которые, однако, могут быть разделены только условно. По существу, это две стороны сложного творческого процесса, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи. В процессе перевоплощения действие, мысль и чувство находятся в неразрывном единстве. Всё это мы и видим в исполняемых Г.Д.Топорковой образах. Есть силы, желание, характер и настойчивость, которые свойственны Галине Дмитриевне.. Вот «Третье слово», мелодраматическая комедия А.Касона: «Интригующее начало - две старые девы (роли которых на славу удались И.Кравцовой и Г.Топорковой), вызывающие симпатию своим умением и профессионализмом...».


Одним словом, во всех своих ролях Г.Топоркова реальна, со своими реальными же сценическими эмоциями и мастерством. И, как сказано, её реноме - это классика, хотя много играла она и в современных пьесах. Это, конечно: А.Островский («Воспитанница», «Доходное место», «Поздняя любовь», «На всякого мудреца довольно простоты»).


А вот «Дядюшкин сон» - пьеса Ф.Достоевского в постановке народного артиста Украины Клёнова П.Н. «Я играю в нём небольшую роль Настасьи Петровны, но делаю это с удовольствием, это характерная роль, которая мне импонирует. Режиссёр Клёнов П.Н. видит своё, отличное от других постановок, которое, без сомнения, понравится зрителям» - говорит Галина Дмитриевна.. А вот отзыв прессы: «артистка Галина Топоркова, как и предписано автором и режиссёром, появляется и исчезает беззвучно, выразительна и запоминается в этой роли».


«Актёром родиться нельзя, точно также, как нельзя родиться скрипачом, оперным певцом, живописцем, скульптором, драматическим писателем; родятся люди с теми или другими способностями, с тем или иным призванием, а остальное даётся артистическим воспитанием, упорным трудом, строгой выработкой техники....Призванным к актёрству мы считаем того, кто получил от природы тонкое чувство слуха и зрения и, вместе с тем, крепкую впечатлительность» (А.Островский).


Полагаем, Галина Дмитриевна Топоркова полностью соответствует сказанному тем гигантом мысли, поклонником которого она является всю жизнь и своей музой служит классическому театру и искусству вообще. А, потому, полагаем, вполне достойна присвоенного ей звания заслуженной артистки Украины.




Юрий Кукурекин,
член Национального союза журналистов Украины,
член МПСУ

07.01.2013