Кукурекин Юрий Васильевич

 Блог врача с писательским подходом.
Кукурекин Юрий Васильевич - кандидат медицинских наук, известный врач, член Национального союза журналистов Украины и Межрегионального союза писателей Украины.

 

«Одни велики от рождения, другие добиваются величия, а третьим оно даруется»
( В.Шекспир)


ПРИЗНАНИЕ

АФАНАСЬЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

В деревне Княжево Тамбовской области в семье Клёновых родился второй ребенок – мальчика нарекли Павлом. Уже в 6 лет он вместе с отцом едет в Ростов на строительство «Сельмаша». Туда позже переехала и вся семья. Мальчик рос, и его отец очень хотел, чтобы сын пошел по его стопам и тоже стал строителем. А мальчишка мечтал об армии и хотел, как он рассказывает сейчас, «обязательно достигнуть большого чина». В 1942-м 18-летний Павел уходит на войну и в боях на смоленском направлении в 1943-м получает тяжелое ранение. Осенью следующего года он вернулся домой в Ростов, и перед ним снова встал вопрос: «куда пойти учиться?». Отец настаивал на поступлении в строительный техникум, но мысль о профессии строителя сердце паренька не грела. «И вот в один прекрасный вечер, – рассказывает Павел Никитович, – пошел я с друзьями на танцы. Танцплощадка была напротив театра имени Горького. Вдруг пошел дождь, и один из друзей предложил пойти в театр, посмотреть спектакль, в котором выступал какой-то новый артист. Вот так я попал на спектакль «Без вины виноватые» и увидел своего будущего преподавателя – народного артиста Александра Алексеевича Никитина. И это меня так захватило! Он настолько естественно, просто играл, что мне показалось, будто я сейчас встану и так же смогу сыграть. Мой друг указал на массовку в спектакле и сказал: «это – студийцы, поступай к ним, ведь ты же на гитаре играешь, поёшь».


И на следующий день Павел уже был в студии. После двух подготовительных бесед он становится студентом театральной студии Ростовского русского театра. Еще будучи студентом, он дебютировал в спектаклях «Победители» (роль шофера Минутки) и «Таланты и поклонники» (Вася Купчик). После учебы был зачислен в труппу театра. После Ростова был Сахалин, снова Ростов, Жданов (Мариуполь), Луганск, Киев и потом навсегда Луганский областной русский драматический театр.


Вот хронология творческого движения П.Н.Клёнова на тех этапах жизненного пути, которые он прошёл: с 1944 по 1947 годы - студия при Ростовском драматическом театре им.М.Горького с 1947 года - артист этого - же театра. С 1951 по 1955 годы - артист драматического театра Советской Армии Дальне-Восточного военного округа. С 1955 по 1960 годы - артист Ростовского государственного театра комедии .С 1960 по 1963 годы - артист Донецкого областного русского драматического театра (г.Мариуполь), с 1963 года по настоящее время-артист и режиссёр Луганского областного русского драматического театра.


Из огромной череды сценических образов сам артист этапными считает более двадцати. Среди них Павел Никитович отметил спектакли «Варшавская мелодия», «Мещане», «Немой рыцарь», «Власть», «Егор Булычев», «Последний срок», «Перед заходом солнца»… В театре он занимает особое место – все его пленительное мастерство основано на общении со зрителем. С современностью юбиляра сближает простой и ясный взгляд на жизнь. И зрители с интересом и благодарностью продолжают следить за работами актера, режиссера, музыканта Павла Клёнова.


Дарованье, дар - способность, данная Богом, природная наклонность и уменье( В.И.Даль, «Толковый словарь русского языка»).


«Кого считать великим актёром? Этот вопрос до сих пор не получил ответа, ибо нет общепризнанного мерила величия артиста. «В нашем деле нельзя найти лучшего, - говорил английский актёр Лоуренс Оливье. - Ведь речь идёт не о спортсмене, пробегающем сто ярдов за девять секунд. Он быстрее меня - значит, лучше всех». Популярная формулировка викторианского критика Дж.Г.Льюиса гласит, что «величайший художник - это тот, кто достиг величия в высших сферах своего искусства». Таково «Введение» в книгу И.А.Мусского «100 великих актёров».


То есть, для величия артиста необходимо, как видим, прежде всего - дарованье от Бога и уменье. Уменье не только создавать на сцене образы героев, но и всей своей повседневной жизнью выделяться среди себе подобных, то бишь, артистической братии.


Как сказано, с 1963 года П.Н.Клёнов работает постоянно в Луганском областном русском драматическом театре. Ролей, им сыгранных, было несметное множество ,просто не хватит места для перечисления всего того, что создал П.Н.Клёнов в той череде спектаклей и постановок, что сопутствовала ему по жизни. Назовём ешё некоторые, исполненные зрелым мастером сцены в последние годы на Луганской сцене. Вот, например, «Последняя жертва» А.Островского, премьера которой состоялась 23 марта 2001 года ( в постановке заслуженного деятеля искусства Е.Головатюка). Флор Федулыч Прибытков, богатый купец в исполнении П.Н.Клёнова колоритен, убедителен, как и все образы, которые создавал он в самых различных спектаклях.. Или, очень серьёзная работа заслуженного деятеля искусств Е.Головатюка «Горе от ума», комедия А.Грибоедова (премьера 30 мая 2003 года), где одну из основных ролей играет П.Н.Клёнов. И, в его устах всем нам знакомые реплики типа «Собрать-бы книги все, да сжечь!» и сама игра очень доходчиво передают образ закосневелого консерватора, олицетворяющего старую Россию.


Был замечен Павел Никитович и режиссёрами кино. Его участие в некоторых фильмах запомнилось выразительностью и правдивым, реальным отражением всех особенностей личности и поведения своих героев. Обратимся к фильму «Государственная граница»(1987 год), вызвавшего большой интерес у населения бывшего СССР.


Сюжет: Историко-приключенческий сериал.


1946 год. Закарпатье. КГБ засылает в ряды скрывающихся в лесах остатков ОУН своего человека.


Действие фильма происходит после окончания Великой Отечественной войны. В пограничной зоне советско-польской государственной границы действовали банды Организации украинских националистов. Перед капитаном Ольховиком была поставлена задача проникнуть в банду оуновцев. С его помощью пограничникам удалось разгромить бандитов, обнаружить спрятанные их главарями списки гитлеровской агентуры и задержать американского разведчика.


В ролях:


Сумская Наталья Сумская Наталья Сумская Наталья Сумская Наталья Сумская Наталья Сумская Наталья


Наталья Сумская - Марыля
Олег Драч - Аджеевский
Петр Ластивка - Заболотный
Павел Кленов - священник

Работает Павел Никитович и в качестве режиссёра. В 1993 году исполнение обязанностей главного режиссера областного русского драматического театра возлагают на народного артиста Украины Павла Клёнова. Ему, в это время, присущи постановки на морально бытовые темы, он включает в репертуар пьесы: «Очаг» С. Алешина, «Три супруги — совершенства» А. Касоны, «Семейный портрет с посторонним» («Именины на костылях») С. Лобозёрова. Сам по себе незатейливый сюжет в последнем спектакле, пусть даже придуманный, позволяет заглянуть в души героев, убедиться в их щедрой доброте, человеческой привлекательности, прикоснуться к семейным устоям, которые оказались довольно крепкими, несмотря на какие-то отклонения в поведении некоторых персонажей. Все исполнители центральных ролей: П. Клёнов (Тимофей), Л. Юрченко (Катерина), Г. Тимошина (мать Тимофея), нашли точные и яркие психологические краски для характеристики своих героев. Хорошо показались Н. Заика и В. Смирнов (Михаил), C. Coлодов и Е. Кравцов (Виктор), Е. Качанова и С. Шамрай (Таня). Продолжает ставить спектакли Павел Кленов. С большим успехом прошла его последняя премьера «Осенние скрипки» И. Сургучева. Малознакомая отечественному зрителю пьеса И. Сургучева ставилась только в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве, а теперь она прозвучала в Луганске. В мелодраме «Осенние скрипки» ставится вопрос: чему должны следовать два любящих сердца — чувству или долгу? В спектакле великолепно играет квартет ведущих актеров театра заслуженные артисты Украины П. Шкуратова (Варвара Васильевна), В. Музыка (Дмитрий Иванович), А. Бондаренко (Виктор Иванович), а также молодая артистка Е. Качанова (Верочка).


Но, посмотрим на П.Н.Клёнова- человека, которому не чужды и маленькие и большие радости, и переживания и сомнения и вся остальная гамма чувств, свойственная личности вообще, а неординарной, в частности. Внешне- он всегда абсолютно спокоен и невозмутим, только голос может выдать то или иное внутреннее напряжение, негативную или позитивную эмоцию. В те моменты, когда в жизни происходит что -то необычное, имеющее определённую значимость. На сцене же - скрупулёзно точно передаваемые интонации, мимика, движения, выверенность жестов. Вспоминается, в своё время прошедший с необыкновенным успехом спектакль И.Штока «Это я- ваш секретарь!» на луганской сцене, где П.Н.Клёнов играл главную роль. Именно таким и представлялся настоящий боец партии и слуга народа, как преподнёс этот образ Павел Никитович. Впечатление, производимое актёром в этой роли, намного повысило признание авторитета ведущей, в то время, силы страны .И, считаем , эта роль - одна из многих удачных в жизни и творчестве П.Н.Клёнова. Впервые на сцене нашего театра было поставлено чеховское произведение, его последняя пьеса «Вишневый сад», в которой живут извечные нравственные проблемы.


Большой резонанс в городе вызвал спектаклъ «Доходное место». Режиссер-постановщик С. Гришанин лишний раз подтвердил, что драматург А. Островский не устарел и чиновник с его «доходным местом» также. В этом спектакле занят целый актёрский букет и здесь можно увидеть каскад актерских импровизаций. Пресса отмечает великолепную игру народного артиста Украины Павла Кленова (Аристарх Вишневский)


Но, назовём ещё те спектакли, где П.Н.Клёнов сыграл главные роли: «Наедине со всеми» и «Мы, нижеподписавшиеся!»( Гельмана), «Мещане» и «Егор Булычёв и другие» М.Горького, «Порт-Артур», «Цыган» и другие. Что ещё интересно. Павел Никитович не учился ни нотной грамоте, ни вокалу, но многие поражены чрезвычайном умением П.Н.Клёнова игры на гитаре и исполнения им и романсов и песен - призывов, торжественных и весёлых, с юмором и народных. Голос, выразительность, музыкальность произведений и известных поэтов и друзей -всё это оставляет незабываемые впечатления. И, когда Павла Никитовича спрашивают о музыке, он, совершенно не стесняясь отвечает так: «К вашему сведению, я не знаю ни одной ноты, но, подбираю так, как это мне слышится». Добавим - и как слышится всем нам! (Потому так успешно исполнение им тех музыкальных сцен в ряде спектаклей, причём, как оказалось, он, идя на сцену, ещё сам не знает, что именно споёт под свою гитару в той или иной постановке).


Но, это так сказать, некоторые штрихи к портрету человека, который столь неординарен в жизни и на сцене. Как режиссёр он поставил более тридцати спектаклей и в более, чем в двадцати оформил музыкальное сопровождение (написал песни). В последние годы продолжает делом доказывать свою неординарность в режиссёрской работе. Так, он поставил несколько спектаклей, оставивших глубокий след в душах зрителей : «Три супруги совершенства», «Варшавская мелодия», «Последний срок Распутина», «Верните бабушку», «Он пришёл», «На бойком месте», «Милый развратник», и, конечно, его предюбилейная работа - «Врём чистую правду»( «Перебор»).


Можно ещё много говорить об этом человеке, который «вписал» себя в историю культурной и общественной жизни Луганщины и страны. И, признанием его заслуг явились те награды, которые одержал он за свой самозабвенный труд: орден «Октябрьской революции» (1971 год), орден «Отечественной войны» 1 степени (1985 год), медали - «За доблестный труд» (1970 год), «Ветеран труда» (1973 год) и другие медали. Решением сессии Луганского городского Совета от 11.09.09 народный артист Украины Клёнов П.Н., удостоен звания «Почётный гражданин города Луганска». На торжественной церемонии вручения соответствующих регалий во Дворце культуры им. В.И .Ленина 12. сентября Павел Никитович сказал: «Так уж совпало: город Луганск и я родились в сентябре. 20 сентября я достигну зрелого возраста. Мне 85!». Подтверждением его, так сказать, зрелости и высокой работоспособности служит и тот факт, что к открытию юбилейного, 70-го сезона в Луганском областном русском драматическом театре режиссёр Клёнов П.Н. готовит к постановке классическую пьесу Ф.Достоевского «Дядюшкин сон». Имеются все основания считать эту работу успешной и соответствующей уровню и режиссёра, и актёров русского театра и самого театра также!


Позже Павел Никитич успешно играл и в других постановках, в частности, в комедии «Ханума».


«Одни велики от рожденья ,другие добиваются величия, третьим оно даруется». П.Н.Клёнов, народный артист Украины, режиссёр и человек объединяет в себе все эти критерии, поставившие его в ряд ведущих актёров Украины и поистине почётных граждан Луганска!


А ЭТО «ДЯДЮШКИН СОН»

дядюшкин сог

Зинаида Афанасьевна(Е.Чеверноженко), Князь К.(народный артист Украины П.Н.Клёнов), Мария Александровна Москалёва(засл. артистка Украины П.А.Шкуратова)


«ОБЛОМОК АРИСТОКРАТИИ» И ЕГО СОН

НА СЦЕНЕ ЛУГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА


Итак, состоялось открытие 71-го театрального сезона в Луганском областном драматическом театре. На пресс-конференции, посвящённой этому событию, директор театра, Г.Н.Михайлюк-Филиппова сообщила о том, что «в коллективе театра произошли позитивные изменения, некоторые из них, где- то, даже невероятные. В частности, присвоено звание заслуженных артистов Украины Т.Чеверноженко и В.Приходкину, заслуженная артистка Украины П.Шкуратова награждена орденом «Княгини Ольги» 11 степени. Летом этого года театр принимал участие в фестивале «Встречи в Одессе» со спектаклем, премьера которого в Луганске ещё предстоит в рамках «Театра- фойе». По пьесе одесского драматурга А.Марданя (уже известному в Луганске по пьесе «Последний герой»), Павел Морозов поставил спектакль «Ночь святого Валентина». 20 сентября театр и общественность города Луганска отмечала юбилей - 85-летие народного артиста Украины, почётного гражданина Луганска П.Н.Клёнова. И юбилей этот он встретил, что называется, на сцене, в генеральных репетициях спектакля, где Павел Никитович выступает не только режиссёром, но и играет одну из главных ролей в спектакле «Дядюшкин сон»


А теперь слово главному режиссёру театра О.В.Александрову: «Перед нами стоит задача, прежде всего, провести юбилейный вечер, посвящённый 70- летию театра, который состоится 26 октября. Впереди репетиции музыкальной феерии по А.Грину «Алые паруса». Перспектива дальнейшего развития театра на 71-й сезон - участие в театральном фестивале «Театральный Донбасс». Поскольку следующий год - юбилейный А.П.Чехова, нашему театру уже давно нужно иметь в репертуаре таких авторов, как Шекспир, Чехов, Гоголь, что расширит возможности общения со зрительской аудиторией и творческие возможности актёров».


«В постановке «Ночь святого Валентина»- сказала Г.Н.Михайлюк - Филиппова, - «заняты три актёра - заслуженный артист Украины Е.Кравцов, С.Евдокимов и Е.Шаповалова. Которые в Одессе играли в присутствии автора пьесы, заслужив высокую его и зрителей оценку!».


И вот 1 октября- открытие сезона и пьеса Ф.М.Достоевского «Дядюшкин сон» в постановке народного артиста Украины П.Н.Клёнова, художник- постановщик заслуженный деятель искусств Украины В.Горбулин, которую ждали и надеялись на профессионализм режиссёра и артистов Луганского русского театра. Надо сказать, что ожидания эти увенчались полным успехом - зрители очень тепло приняли пьесу, наградив актёров овациями, подтвердив высокий уровень Луганского областного русского драматического театра, давно заслужившего звание академического!


Дядюшкин сон
Мария Александровна Москалёва(заслуженная артистка Украины П.А.Шкуратова), Павел Александрович Мозляков(И.Долгий)
Дядюшкин сон Дядюшкин сон
Князь К.(народный артист Украины П.Н.Клёнов), Мария Александровна Москалёва(заслуженная артистка Украины П.А.Шкуратова
Дядюшкин сонДядюшкин сон
Мария Александровна Москалёва(заслуженная артистка Украины П.А.Шкуратова), Павел Александрович Мозляков(И.Долгий)

Итак, Марья Александровна Москалева, благодаря непревзойденному умению пустить пыль в глаза, «убить» соперницу метким словом и ловко пущенной сплетней, признана «первой дамой» губернского города Мордасова. Она мечтает о блестящей жизни в «высшем обществе», единственный путь к которой - выгодное замужество её двадцатитрёхлетней красавицы дочери Зины. На фоне весёленькой водевильной музыки, полностью отвечающей сюжету(музыка и музыкальное оформление Михаила Мордковича), открывается занавес и мы видим молодого человека Павла Александровича Мозглякова, роль которого безупречно сыграл зрелый уже актёр русского театра Иван Долгий. У Мозглякова «всего сто пятьдесят душ и «немного пусто в голове», но «недурные манеры», отличные костюмы и «большие надежды» на место в Петербурге». Он до безумия влюблён в Зину- артистка Евгения Чеверноженко, эффектная в, казалось простом, но оттеняющем её женские достоинства платье. Она не случайно облачена в такое белое платье- этот цвет символичен и дополняет образ девушки чистой, честной. Такой мы и видим Е.Чеверноженко. Мозгляков делает очередное предложение Зине, которая не отвечает ему окончательным отказом, а просит две недели на раздумье. Нетерпеливый юноша, однако, пользуется случаем появиться у Москалевых раньше. Надеясь угодить Марье Александровне, он привозит в её дом богатого и знатного князя К., которого только что «спас» из сугроба во время дорожного происшествия и которого он поместил в дом к Москалёвой(заслуженная артистка Украины Полина Шкуратова так вошла в эту роль, что воистину возвышается над другими претендентками на первенство в городе Мордасове, вызывая аплодисменты зрителей своей игрой на сцене). Мозгляков называет князя К. дядюшкой, хотя состоит с ним в очень дальнем родстве, а тот, по простоте душевной принимает это как должное. И вот появляется на сцене князь К., модно одетый, с лорнетом в руке и признаками физического увядания, роль которого играет народный артист Украины П.Н.Клёнов. Надо сказать о исполнении им роли князя особо. Павел Никитович совсем даже и не смотрится эдакой развалиной, со вставным глазом и моноклем. Нет, он, конечно играет действительно дряхлого старика, бессильного и нуждающегося, время от времени, в посторонней помощи. Но, повторяем, в целом его исполнение этой роли отличается от предложенного Ф.Достоевским. Но что важно - сластолюбивые привычки молодости, склонность к разговорам о любовных похождениях, маразматические его воспоминания - П.Н.Клёнов показывает убедительно и чрезвычайно точно. Вот он делает трясущимися губами комплименты появляющимся мордасовским дамам, восхищается их формами, «жадно лорнируя» некоторых заманчивых особ. То есть, артистом «во всей красе» показана вся недалёкая натура князя, отягощённая атеросклерозом сосудов головного мозга с выраженным снижением интеллектуально - мнестических функций(он путает людей и обстоятельства разных лет, не узнает знакомых, несёт вздор). И всё же Марья Александровна горда его «аристократическим» обществом, возвышающим её и отчего она льстит и притворно сочувствует простодушному и незлобивому старичку. Комизм состоит в том, что князь хлестаковствует и не догадывается, что затевается вокруг него. Хвастовство князя тем, что он целый «водевиль написал», что он лорда Байрона «помнит» и с ним «был на дружеской ноге» - признаки слабоумия и не более!


В шутку Мозгляков предлагает приживалке при доме Марии Александровны Настасье Петровне выйти замуж за «полупокойника», чтоб вскоре стать богатой вдовой (артистка Галина Топоркова, как и предписано автором и режиссёром, появляется и исчезает беззвучно, выразительна и запоминается в этой роли). Однако «идея» «загорелась… в голове» и у самой хозяйки. Когда Мозгляков увозит «дядюшку» по визитам, с непременным обещанием вернуться к обеду, Марья Александровна приступает к разговору с дочерью. Зина, девушка «упорного романтизма» и «сурового благородства», вначале наотрез отказывается от «низости»: «выйти за калеку, чтоб вытащить из него его деньги и потом каждый час желать его смерти!" Но мать пускает в ход все свое «гениальное» красноречие, незаурядное искусство обольщения, то рисуя поэтические картины путешествия по Испании, то подвиги христианского милосердия по отношению к беспомощному старику, то возможность на деньги князя вылечить любимого Васю и, овдовев, выйти за него замуж. Полина Шкуратова на одном дыхании, как песню исполняет эту нелёгкую «арию» убеждения дочери. Зина хоть и с презрением, но соглашается. Теперь главное — тайна, чтобы козни ревнивых дам не разрушили план. Тем временем подслушивавшая их Настасья Петровна, оскорбленная нелестными отзывами о себе, решает мстить и помещает в чулан Мозглякова, где он и подслушивает. А потом убеждает князя в том, что ему всё это приснилось. У дядюшки стирается грань между сном и действительностью: «Сначала мне приснился какой-то престрашный бык с рогами; а потом приснился какой- то прокурор, тоже как будто с рогами…А потом Наполеона Бонапарте видел», и предложение он делал «непременно во сне». События быстро разворачиваются, их ещё более закручивает своей пришедшейся по вкусу зрителям манерой исполнения роли Софьи Петровны, полковницы, актриса Ирина Кравцова. Врываясь, что называется в «салон» к Марье Александровне, она бурно и неистово «ведёт первую скрипку» в разразившейся перебранке между дамами, примчавшимися нежданно- негаданно к хозяйке и источающими и злость и зависть и насмешки под притворной любезностью. Здесь мы видим в ролях -известных нам актрис русского театра Н.Бузиновскую, А.Приходкину, Е.Шаповалову, Ю.Гробову, З.Бондаренко. Колоритна ещё одна фигура из действующих лиц - муж Марьи Александровны - Афанасий Матвеевич(артист Павел Морозов), которого жена не ставит «ни во грош» и которого держит в деревне.


В итоге, хозяйка опозорена и грубит Мозглякову и нелестно отзывается о князе, гости злобно смеются. Зина, со своей стороны, клеймит мордасовских дам презрением и откровенно рассказывает о маминой интриге. Бунт Зины против «мордасовских нравов», «героическая выходка», в которой она, не терпящая более унижения, рассказывает собравшимся людям, «мнением которых презирает», всю правду об обольщении князя. Одним словом, финал- это полный конфуз, ирония и сатира на пустую, пошлую и безнравственную жизнь дворянства, которая может быть принята за настоящую. Таким образом, спектакль Луганского областного русского драматического театра «Дядюшкин сон» весьма удачен и может претендовать на долгую жизнь на сцене.


Юрий Кукурекин - кандидат медицинских наук, член МСПУ

6.02.2013