Главная / Модная линия / Надежда Ламанова

Надежда Ламанова
Странички из истории моды

 
Модная Линия

Как много именитых кутюрье мы знаем? Поль Пуаре, Пако Рабанн, Пьер Карден, Коко Шанель...Людей которые создавали мир моды годами, веками, которые положили свою жизнь на алтарь красоты.

В истории России есть имя, которое портясло весь модный олимп. Надежа Ламанова - женщина, которая поражала своей универсальностью, утонченностью, многогранностью. С одинаковой легкостью и любовью она создавала модели для светских дам и рабоче-крестьянского населения. Ее выдумке мог позавидовать кто угодно, ведь создавая свои модели, Надежда Ламанова могла использовать любые материалы. Стеклярус, ленты и даже высохший хлебный мякишь. Именно Ламановские модели помогли сделать многие советские фильмы классическими.
Жизнь великой кутюрье была нелегкой. Не такую судьбу пророчили для наследницы дворянского рода. Потеряв в раннем возрасте родителей, Надежда, как самая старшая, возложила на себя ответственность за младших сестер. Поэтому после окончания восьми классов гимназии, оказалась в школе кройки и шитья Ольги Сабуровой. После чего устроилась работать в ателье известной портнихи - Войткевич. Именно там она сделала свои первые шаги к успеху. Ламанова состояла на должности моделистки, в ее обязанности входило придумывать оригинальные модели.
Создавая новую модель Надежда Ламанова искала гармонию, выстраивала каждое платье так, чтобы скрыть недостатки фигуры. К сожалению многие наряды великой Ламановой канули в лету, а то не многое, что осталось, поражает точностью деталей, идеальностью кроя. Слава о способной модистке расширилась быстро и уже к 24 годам Надежда Ламанова открыла собственное ателье. Ее карьера стремительно росла, к ней обращались самые блистательные примы императорских театров, светсткие дамы, богатые купчихи. Сама императрица, Александра Федоровна, заказывала платья у Ламановой. В середине 90-х годов XIX века Надежда Петровна получила высокое звание официального поставщика императорского дворца. К этому времени она вышла замуж за молодого и перспективного юриста, Андрея Каютова. Фамилию Ламанова менять не стала, оставив ее в качестве торговой марки. Супруг не возвражал, он всегда поддерживал жену. Брак Надежды и Андрея был идеальным, они прожили вместе пол века и всегда в их доме царила любовь и понимание. Одно омрачало их союз, они не могли иметь детей.
Супруги были успешны - Андрей возглавлял московское отделение известной страховой фирмы, был состоятельным человеком и круг общения у него был соответствующий. А поскольку в молодости Андрей Каютов играл в любительских спектаклях, то был знаком и со всей творческой богемой. Знакомства мужа только помогали Надежде в карьере модельера. В итоге Надежда Ламанова была близко знакома со Станиславским, Гликерией Федотовой, Ермоловой, Чеховой-Книппер, Верой Холодной, балериной Екатериной Гельцер. Она создавала для них и театральные костюмы, и одежду для повседневной жизни. Надежда Петровна долгое время сотрудничала с Московским художественным театром, создавая костюмы для большинства постановок. Ломанова не боялась экспериментиворать, идти в ногу со временем, а иногда и обгоняя его, задавая ритм модницам всей Европы. Слава Надежды Ломановой уже не вмещалась в пределах России, ее знали за границей. В ее особняке, устраивал выставки своих работ, известный модельер того времени Поль Пуаре. Он высоко оценил работы Ломановой, красоту, изящность, уникальность.
Революция отняла у Ламановой практически все, но не смотря ни на что, покидать Россию она не собиралась. Славу Надежды Петровны Ломановой отнять не под силу никому. Супруги жили в скромной квартирке, и даже в таких условиях она создавала свои шедевры. Шила Надежда Петровна не только для богемы, но и для жен революционеров. В этот период Ламанову без объяснений отправляют в Бутырку и так же без объяснений выпускают спустя несколько месяцев. Говорили, что за нее замолвила слово супруга Максима Горького.
Ламанова никогда не оставляла дела своей жизни, она экспериментировала, вносила что-то новое. Работать приходилось с самыми грубыми и дешовыми тканями, но это не помешало ей создать триумфальную коллекцию, которая победила на выставке 1925 года в Париже. Сама Надежда Петровна не увидела этого успеха, ее просто не выпустили из страны.
При содействии министра культуры - Луначарского, Ломанова создала мастерскую современного костюма. Даже в почтенном возрасте она выглядела изумительно. Величественная осанка, слегка старомодная прическа, крупные перстни на руках, высокие каблуки и неизменные французские духи «Коти».
Война внесла свои коррективы в размеренную жизнь Ламановой. Надежда Петровна должна была эвакуироваться в месте с театром 14 октября 1941 года, но из-за болезни сестры задержалась. Выбиваясь из последних сил она прибежала к Большому Театру, а когда поняла что опоздала, присела отдохнуть на лавочку в сквере. Со скамьи Ломанова уже не встала.

Имя Надежды Ломановой красной нитью прошило мировую индустрию моды. В своих моделях она всегда искала гармонию. К сожалению в архивах осталось слишком мало упоминаний об известной моделистке - Надежде Ломановой. Многие ее работы утеряны, удалось сохранить лишь крупицы ее грандиозного таланта. Наряды от Ламановой бережно хранят в Эрмитаже.

Занимательные факты