Премьера спектакля «Сон», посвящённого 200-летию со дня рождения Т. Г. Шевченко в Луганском областном академическом театре кукол / 21:41 14.03.14
В КАЖДОЙ КОМЕДИИ ЕСТЬ ДОЛЯ ИСТИНЫ… Духъ истины, его же міръ не можетъ пріяти, яко не видитъ его, ниже знаетъ его. Иоанна, глава 14, стих 17. Поэма «Сон» одно из знаковых творений Т. Г. Шевченко, великого украинского поэта. Оно значительно отличается от других его произведений не только по своей композиции и по жанровой структуре но и по оригинальной самобытной стилистике. Леонид Белецкий исследуя это произведение писал: «Ця поема була написана Тарасом у якомусь душевному трансі, у якомусь шалі… Це пориви найглибшого страждання за Націю, найсильнішого болю за неправду, за колосальну кривду, заподіяну Україні… Це гнів зневіреного, скривдженого у найсвятішім обуренні… Це лють за те, що потоптана найвища правда, бо в жертву сваволі принесена Доля народу, честь останнього і краса його духовності. З таким поет не може примиритись…». По жанру « Сон» сегодня трактуется как лиро эпическая сатирическая поэма, и собственно относится к политическая сатире. Шевченко первый в украинской литературе кто прибегает к этому жанру и стоит у истоков его создания .В этом произведении поэт пользуется мотивом сна-путешествия, что позволяет ему показать широкую панораму жизни Российской империи того времени. Поэма написана в форме рассказа от первого лица, что открывает широкий простор для выявления авторского отношения к изображаемым событиям и правдиво-эстетической их оценки. Однако, как автор произведения Шевченко выступает в поэме не напрямую, а в литературной маске условного автора рассказчика о «напричуд странном» сне. На сцене Луганского областного академического театра кукол она будет трансформироваться в причудливый образ роя масок, несущих на себе сценографическо пластическую идею спектакля, воплощая фантастически комические события, которые приснились автору. Пожалуй, немаловажной экспозицией произведения является пролог, в котором поэт размышляет над тем, что каждый человек имеет свою судьбу, данную ему свыше; изображая тут же социальные и моральные грехи, которые процветают в стране и уродуют с рождения его душу, что и представлено куклой марионеткой молодого парубка, который познаёт окружающий его мир пока не сам, а с помощью кукловода, ведущего его за нитки и ещё не осознающего своей истиной свободы . Итак, «Сон», по мотивам поэмы Тараса Шевченко(режиссёр- заслуженный деятель искусств Украины Алексей Кравчук, ассистент режиссёра- заслуженный артист Украины Валерий Середа, балетмейстер –заслуженный артист Украины Владимир Онищенко).
 Сценография спектакля не витиевата, сзади две большие, под потолок куклы, спереди стол, уставленный яствами. Всё это вписывается в чёрный кабинет, который позволяет актёрам в чёрном быть невидимыми. Сначала и до конца мы погружаемся в удивительный мир звукового ряда спектакля, наблюдая при этом органическую игру актёров, их сценическое взаимодействие с оживающими на наших глазах мёртвыми застывшими во времени предметами знакомого быта, ну и, конечно, актёров с их куклами, в частности, Михаила Гончарова(Художник) с куклой- марионеткой ребёнка. При этом, игра идёт «в открытую», то есть кукла не скрыта от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом. Казалось, подобное взаимодействие должно привести к размыванию границ между куклой и актёром. Но, на деле, забывается о том, что это всего лишь простая мастерски обстроганная деревяшка, оживающая с помощью актёра(как всегда, работающего блистательно!) на наших глазах. В конечном итоге это и происходит в восприятии зрителя и выразительность такого превращения, в целом, на протяжении спектакля только усиливается. Естественно, надо отдать должное мастерству всех актёров в спектакле, которые ещё и ещё раз подтверждают все особенности и сложности актёрского существования на сцене в театре кукол, с которыми они с блеском справляются. То есть, это тот самый случай, когда воедино объединились пространственно временные параметры искусства театра кукол и стоическая вера в то, что сегодня театр кукол давно уже не тот, в который нас водили в детстве наши папы и мамы и что сейчас он заявляет о себе как о совершенно другом явлении в искусстве. Но что же смогло объединить всё это фантасмагорическое действо? Музыка… сначала была музыка, много музыки(музыкальное оформление з.д.и. Украины А.Кравчука). То есть, музыка – один из главенствующих моментов развития всего действия в спектакле. Если её убрать, то был – бы совсем другой спектакль, а может его бы и не было, она в спектакле используется очень органично и точно. Музыкой слова и тихими бардовскими напевами магически воздействуя на зрителя – используя всё своё разнообразие, начиная с шуток прибауток до современного майдана, забытая песня… «переведи меня через Майдан», рождающее у нас ассоциацию с сегодняшними событиями…. Оттого нас не поражают загадочные тёмные фигуры участников этого феерического зрелища(не побоимся заявить это со всей определённостью!) – сказочного с его точными и образными сценическими эффектами. На сцене- Она(Татьяна Мерзлякова), Он(Евгений Мерзляков), 1-й бард(Максим Рыжевол), 2-й бард(Максим Левадный). И тот же символ образ стол, о котором мы говорили, превращающийся в разнообразные места действия масок и кукол. Всё, как в жизни – фантасмагория, что отвечает тому, что происходит сегодня в нашей реальности…. 
В фиолетовых тонах большой покатый стол, руки в белых перчатках, белые маски. Нагромождение причудливых образов, видений, фантазий – так это же сон! Да- да, наш сон, о котором мы давно знали, но молчали в силу своих надуманных страхов…. Вот тут- то и проявляется специфическая самобытность искусства театра кукол композиционное построение спектакля его создателями, включающее завязку- обустройство героя(той самой куклы- мальчишки, Ивася) ко сну и в конце концов его полёт к небу. Далее, развитие событий- изображения общей картины жизни во времена закрепощения самодержавием простого люда. Кульминация: сатирическое осмеяние палачей и грабителей народа. Развязка: «Не удивите, / Братья дорогие, милые, / Что не своё рассказал вам, / А то, что приснилось». Но это всё условно и не главное, а главное, пожалуй, это мы с вами – те, кто скрыт в тёмном зрительском зале со своими мыслями и земными делами, какие ведомы только нам….Это сны каждого из нас, которые помним или которые забыли. Вот мы и подошли к особенности названия поэмы Тараса Шевченко, которое имеет определённую идейную нагрузку. В украинской литературе часто использовалась метафора сна, от которого народ скоро должен проснуться. Поэт показывает его страшные картины. Более того, сон становится приёмом, который даёт свободу в сатирическом, гиперболизированном и символическом изображении общественных пороков. То есть, то, что было показано на сцене в этом фантасмагорическом нагромождении действий и отчужденности от него. Что же произошло в итоге на сцене? Хаос, сумбур, гротеск, что в конечном итоге вдруг неожиданно привело нас к катарсису, достигнутому простыми выразительными средствами, обыденно преподнесённых с помощью визуальных эффектов, музыки и игры актёров затаившему дыхание от увиденного зрителю. – Так, вот оно – то в чём дело: подзаголовок произведения(что в самом начале провозглашает по- своему каждый участник действия) «Комедия» указывает на комически-сатирический, гротескно смешной характер изображённых в нём основных сцен картин, особенно в конце поэмы. Что и эффектно демонстрируют актёры теми приёмами, которые, как сказано, выразительны, выпуклы, можно сказать- искромётны. Они играют и в живом плане и с куклой. Обращают на себя внимание рельефность и чёткость движений, какую – то чеканность, ведущие к экспрессивности и яркости концовки. Ну, а маски? – Маски – это персонажи, которые в спектакле трансформируются в виде безликих белых пятен и в итоге сливаются в одно целое в общую идею – идею тленности каждого в этом мире и повторений на кругу истории, повторений с теми же забытыми трагедиями через сто, двести лет….А мы как были, так и есть: «Усі на сім світі — І царята, і старчата — Адамові діти!» Юрий Кукурекин, член МС ПУ, Валерий Медин, член МСПУ
|
Март
[ Весь архив ]
[ Смотреть по темам ]
[ RSS лента ]
Телефонный справочник3D панорамы Луганска
RSS:
RSS 0.91 | RSS 2.0
настройка:
новые сверху √в хронологическом порядке
ссылки в новом окне показывать аватаров √
ширина колонки: << туда | х | сюда >>
[ [ 464077/1/1/0/0 ]]
|