Виртуальный Луганск - Последние новости назад · 14.03.2014 · вперед Login:  Pass:  
  [ О проекте ][ Доска объявлений ] [ Карта Луганска ][ Новости Луганска ][ Прайс - листы ] [ Поиск по сайту ]

Премьера спектакля «Сон», посвящённого 200-летию со дня рождения Т. Г. Шевченко в Луганском областном академическом театре кукол

   / 21:41 14.03.14  

В КАЖДОЙ КОМЕДИИ ЕСТЬ ДОЛЯ ИСТИНЫ…
Духъ истины, его же міръ не можетъ пріяти, яко не видитъ его, ниже знаетъ его. Иоанна, глава 14, стих 17.

Поэма «Сон» — одно из знаковых творений Т. Г. Шевченко, великого украинского поэта. Оно значительно отличается от других его произведений не только по своей композиции и по жанровой структуре но и по оригинальной самобытной стилистике. Леонид Белецкий исследуя это произведение писал: «Ця поема була написана Тарасом у якомусь душевному трансі, у якомусь шалі… Це пориви найглибшого страждання за Націю, найсильнішого болю за неправду, за колосальну кривду, заподіяну Україні… Це гнів зневіреного, скривдженого у  найсвятішім обуренні… Це лють за те, що потоптана найвища правда, бо в жертву сваволі принесена Доля народу, честь останнього і краса його духовності. З таким поет не може примиритись…».
По жанру « Сон» — сегодня трактуется как лиро — эпическая сатирическая поэма, и собственно относится к политическая сатире. Шевченко первый в украинской литературе кто прибегает к этому жанру и стоит у истоков его создания .В этом произведении поэт пользуется мотивом сна-путешествия, что позволяет ему показать широкую панораму жизни Российской империи того времени. Поэма написана в форме рассказа от первого лица, что открывает широкий простор для выявления авторского отношения к изображаемым событиям и правдиво-эстетической их оценки. Однако, как автор произведения Шевченко выступает в поэме не напрямую, а в литературной маске условного автора — рассказчика о «напричуд странном» сне. На сцене Луганского областного академического театра кукол она будет трансформироваться в причудливый образ роя масок, несущих на себе сценографическо — пластическую идею спектакля, воплощая фантастически — комические события, которые приснились автору. Пожалуй, немаловажной экспозицией произведения является пролог, в котором поэт размышляет над тем, что каждый человек имеет свою судьбу, данную ему свыше; изображая тут же социальные и моральные грехи, которые процветают в стране и уродуют с  рождения его душу, что и представлено куклой марионеткой молодого парубка, который познаёт окружающий его мир пока не сам, а с помощью кукловода, ведущего его за нитки и ещё не осознающего своей истиной свободы .

Итак, «Сон», по мотивам поэмы Тараса Шевченко(режиссёр- заслуженный деятель искусств Украины Алексей Кравчук, ассистент режиссёра- заслуженный артист Украины Валерий Середа, балетмейстер –заслуженный артист Украины Владимир Онищенко).

Премьера  спектакля  «Сон»

Сценография спектакля не витиевата, — сзади две большие, под потолок куклы, спереди стол, уставленный яствами. Всё это вписывается в чёрный кабинет, который позволяет актёрам в чёрном быть невидимыми. Сначала и до конца мы погружаемся в удивительный мир звукового ряда спектакля, наблюдая при этом органическую игру актёров, их сценическое взаимодействие с оживающими на наших глазах мёртвыми застывшими во времени предметами знакомого быта, ну и, конечно, актёров с их куклами, в частности, Михаила Гончарова(Художник) с куклой- марионеткой ребёнка. При этом, игра идёт «в открытую», то есть кукла не скрыта от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом. Казалось, подобное взаимодействие должно привести к размыванию границ между куклой и актёром. Но, на деле, забывается о том, что это всего лишь простая мастерски обстроганная деревяшка, оживающая с помощью актёра(как всегда, работающего блистательно!) на наших глазах. В конечном итоге это и происходит в восприятии зрителя и выразительность такого превращения, в целом, на протяжении спектакля только усиливается. Естественно, надо отдать должное мастерству всех актёров в спектакле, которые ещё и ещё раз подтверждают все особенности и сложности актёрского существования на сцене в театре кукол, с которыми они с блеском справляются. То есть, это тот самый случай, когда воедино объединились пространственно — временные параметры искусства театра кукол и  стоическая вера в то, что сегодня театр кукол давно уже не тот, в который нас водили в детстве наши папы и мамы и что сейчас он заявляет о себе как о  совершенно другом явлении в искусстве.

Но что же смогло объединить всё это фантасмагорическое действо? — Музыка… сначала была музыка, много музыки(музыкальное оформление з.д.и. Украины А.Кравчука). То есть, музыка – один из главенствующих моментов развития всего действия в спектакле. Если её убрать, то был – бы совсем другой спектакль, а может его — бы и не было, она в спектакле используется очень органично и точно. Музыкой слова и тихими бардовскими напевами магически воздействуя на зрителя – используя всё своё разнообразие, начиная с шуток — прибауток до современного майдана, забытая песня… «переведи меня через Майдан», рождающее у нас ассоциацию с сегодняшними событиями….

Оттого нас не поражают загадочные тёмные фигуры участников этого феерического зрелища(не побоимся заявить это со всей определённостью!) – сказочного с его точными и образными сценическими эффектами. На сцене- Она(Татьяна Мерзлякова), Он(Евгений Мерзляков), 1-й бард(Максим Рыжевол), 2-й бард(Максим Левадный). И тот же символ образ — стол, о котором мы говорили, превращающийся в разнообразные места действия масок и кукол. Всё, как в жизни – фантасмагория, что отвечает тому, что происходит сегодня в нашей реальности….

Премьера  спектакля  «Сон»

В фиолетовых тонах большой покатый стол, руки в белых перчатках, белые маски. Нагромождение причудливых образов, видений, фантазий – так это же сон! Да- да, наш сон, о котором мы давно знали, но молчали в силу своих надуманных страхов….
Вот тут- то и проявляется специфическая самобытность искусства театра кукол — композиционное построение спектакля его создателями, включающее завязку- обустройство героя(той самой куклы- мальчишки, Ивася) ко сну и в конце концов его полёт к небу. Далее, развитие событий- изображения общей картины жизни во времена закрепощения самодержавием простого люда. Кульминация: сатирическое осмеяние палачей и грабителей народа. Развязка: «Не удивите, / Братья дорогие, милые, / Что не своё рассказал вам, / А то, что приснилось». Но это всё условно и не главное, а главное, пожалуй, это мы с вами – те, кто скрыт в тёмном зрительском зале со своими мыслями и земными делами, какие ведомы только нам….Это сны каждого из нас, которые помним или которые забыли.
Вот мы и подошли к особенности названия поэмы Тараса Шевченко, которое имеет определённую идейную нагрузку. В украинской литературе часто использовалась метафора сна, от которого народ скоро должен проснуться. Поэт показывает его страшные картины. Более того, сон становится приёмом, который даёт свободу в сатирическом, гиперболизированном и символическом изображении общественных пороков.

То есть, то, что было показано на сцене в этом фантасмагорическом нагромождении действий и отчужденности от него. Что же произошло в итоге на сцене? — Хаос, сумбур, гротеск, что в конечном итоге вдруг неожиданно привело нас к катарсису, достигнутому простыми выразительными средствами, обыденно преподнесённых с помощью визуальных эффектов, музыки и игры актёров затаившему дыхание от увиденного зрителю.

– Так, вот оно – то в чём дело: подзаголовок произведения(что в самом начале провозглашает по- своему каждый участник действия) — «Комедия» — указывает на комически-сатирический, гротескно — смешной характер изображённых в нём основных сцен — картин, особенно в конце поэмы. Что и эффектно демонстрируют актёры теми приёмами, которые, как сказано, выразительны, выпуклы, можно сказать- искромётны. Они играют и в живом плане и с куклой. Обращают на себя внимание рельефность и чёткость движений, какую – то чеканность, ведущие к экспрессивности и яркости концовки. Ну, а маски? –
Маски – это персонажи, которые в спектакле трансформируются в виде безликих белых пятен и в итоге сливаются в одно целое в общую идею – идею тленности каждого в этом мире и повторений на кругу истории, повторений с теми же забытыми трагедиями через сто, двести лет….А мы как были, так и есть:
«Усі на сім світі —
І царята, і старчата —
Адамові діти!»

Юрий Кукурекин, член МС ПУ, Валерий Медин, член МСПУ
 
 [ подробнее... ] posted by: al [ ]