Рубрики | Новости

Евро-2012 – подарок судьбы, или проблема на нашу голову?

16 Май 2011, admin

Украина, будучи не столь избалованной успешным международным признанием и, как результат, непричастная к организации широкомасштабных событий глобального характера, в свое время таки вытянула счастливый билет. Разумеется, все догадались, что речь идет об огромном спортивном фесте — Чемпионате Европы по футболу, который в паре с Украиной доведется провести ее более успешной соседке — Польше.

Однако смотря сейчас на «интенсивную» подготовку к мероприятию, невольно задаешься вопросом: а чем, собственно, думали тогда? Ведь на тот момент в государстве напрочь отсутствовала хотя бы элементарная инфраструктура, которая бы соответствовала выдвинутым требованиям. Однако тогда, на фоне пьянящей эйфории от приближения чего-то грандиозного в наше доселе непривыкшее государство, о трезвом взгляде на проблему забыли все, включая сами же украинские власти, что, собственно, и помешало им, как и экономистам и прочим специалистам, РЕАЛЬНО рассчитать сопутствующие расходы. Сейчас же мы имеем то, что большинство злопыхателей уже именуют «инвестиционным провалом».

Начнем, пожалуй, все-таки с позитивного. Немаловажно, что ЧМ Европы по футболу считается третьим по своему значению спортивным соревнованием в мире после Олимпийских игр и Чемпионата мира по футболу. Каждые 4 года за футбольными матчами европейского континентального первенства наблюдают миллионы болельщиков на трибунах стадионов и миллиарды зрителей у экранов телевизоров. Первоначальные планы по приведению Украины в приличный вид были оформлены в 2007 году в проект Государственной целевой программы подготовки и проведения в Украине финальной части Евро-2012, которую позже утвердили постановлением Кабинета министров. Тогда государство назвало своими задачами не только строительство стадионов и тренировочных баз, но и модернизацию страны в целом. Предполагалось, что в рамках подготовки к турниру будут строиться автодороги, аэропорты, железнодорожные пути и городские коммуникации. То есть, по сути, в госпланы наконец-то были включены именно те мероприятия, которые необходимы для нормальной жизни рядовых украинцев и без футбола, но до которых раньше почему-то не доходили руки.

Изначально рассматривалось два способа финансирования проектов. Первый вариант предполагал брать деньги под Евро-2012 из бюджета с привлечением кредитных ресурсов. Второй способ предусматривал привлечение частных инвестиций при поддержке государства. Вот тут-то и начались проблемы.

Первоначальные прогнозные объемы финансирования выглядели так: из госбюджета планировалось выделить 12,7 млрд. грн., из местных бюджетов — 4,7 млрд. грн., внебюджетные (читай — частные инвестиции) средства — 101,2 млрд. грн. Иными словами, изначально предусматривалось, что доля участия государства в подготовке важнейшего футбольного события составит около 15%, а остальные 85 % затрат, связанных со строительством спортивных объектов и инфраструктуры, должны были взять на себя частные инвесторы. Однако, начиная с 2008 года, инвесторы так и не ринулись «толпами» в Украину, и на данный момент мы наблюдаем иронично противоположную картину. По крайней мере, такое мнение во время недавнего круглого стола на тему перспектив проведения в Украине футбольного чемпионата Европы по футболу высказал председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак.

Общий бюджет на Евро-2012 изначально был запланирован на уровне 10 млрд. долл. Но со временем стоимость непомерно увеличилась. Только в предпоследнем варианте целевой программы затраты на подготовку страны к турниру выглядели куда более внушительно: доля государства — 68 млрд. грн., местных бюджетов — 7,2 млрд. грн., тогда как плановые поступления «других источников» — 72,7 млрд. грн. Всего же Украина декларировала намерения потратить из всех источников 147,8 млрд. грн (около 18 млрд. долл.). Затем чиновники одумались: суммы в программе стали выглядеть настолько нереальными, что их решили быстренько откорректировать.

Новая редакция целевой программы подготовки к Евро-2012 уже предусматривает расходы из бюджетов всех уровней в размере 61 млрд., тогда как частные инвесторы должны дать порядка 49 млрд. Итого — 110 млрд. грн.

Впрочем, сокращение аппетитов больше чем на четверть мало поможет ответственным за выполнение. Резать придется еще не раз. Так, фактические траты государства за 2008-2010 годы составили 18,3 млрд. грн., (включая расходы из местных бюджетов). Значит, в ближайший год-полтора нужно доложить из казны еще около 43 млрд. И вот эта сумма денег должна быть израсходована в оставшиеся 500 дней до начала чемпионата.

В 2010 году амбициозные планы привлечь гарантированные инвестиции на 11,5 млрд. с треском провалились — даже под госгарантии инвесторы дали только 1,5 млрд. грн. На этом фоне планы на этот год — привлечь 15,7 млрд. — выглядят просто нелепо, учитывая требования, выдвигаемые международными кредитными организациями. Вдобавок ко всему, мы не можем рассчитывать на прямое вовлечение средств ЕС, поскольку Украина не является членом Евросоюза. Чего нельзя сказать о нашем партнере Польше — она уже получила 10 миллионов долларов инвестиций и ожидает поступления дополнительных сумм впоследствии.

Что касается частных инвестиций, то оценить их в полной мере сегодня практически невозможно. Но в любом случае следует признать, что властям (как прошлым, так и нынешним) не удалось массово привлечь частный капитал для финансирования украинских евроамбиций. Этот тезис косвенно подтвердил на недавней пресс-конференции и Борис Колесников. «Инвесторы построили сто процентов украинских отелей, два стадиона, аэропорт в Харькове», — сказал он, отвечая на вопрос «k:». Но учитывая то, что отельеры наверняка не надеялись за время турнира компенсировать затраты на возведение гостиниц, главными и едва ли не единственными частными финансистами Евро-2012 для Украины можно назвать лишь Рината Ахметова, открывшего новый стадион в Донецке (инвестиции порядка 3 млрд. грн.), да Александра Ярославского, который построил терминал в харьковском аэропорту и участвовал в финансировании реконструкции стадиона «Металлист» (порядка 1 млрд. грн.). То есть до запланированных частных инвестиций даже в 49 млрд. грн., не говоря уж о первоначальных планах за 100 млрд., украинскому чемпионату очень далеко. Даже если предположить, что в стране построили отелей на пару миллиардов, все равно от плана мы отстаем как минимум в восемь раз.

Вот и выходит, что заявления о том, что в Украине будет самый дорогой чемпионат Европы по футболу, не соответствуют действительности. Другое дело, что даже вложенные непосредственно в Евро-2012 $3-4 млрд. мы вряд ли окупим.

Но недостаток доверия – далеко не единственная причина отсутствия иностранного капитала на объектах Евро-2012. По мнению экономиста Олега Соскина, в страну, где уничтожается свой собственный капитал, иностранный никогда не придет. Коррупция-матушка.

«Да, есть мировой кризис, но он не является главенствующим. Мы видим, как в ту же Польшу зашли огромные инвестиции и как быстро страна развивается. Инвестор в Украину не заходит потому, что у него нет никакой уверенности, что его деньги не будут потом у него же забраны. А это главное условие инвестора – это гарантии, это политическая прозрачность, отсутствие коррупции и очень простые правила поведения для тех, кто вкладывает капитал. Иностранные инвесторы видят, что здесь уничтожается национальный капитал. Мы занимаем первые места по коррупции, взяточничеству, у нас очень плохая налоговая политика, поэтому инвесторы и не пришли.

По мнению международных экспертов, сфера гостиничной недвижимости стала едва ли не самым слабым звеном в подготовке Украины к Евро-2012. На сегодняшний день в стране подготовлено к приему семьи УЕФА 77% номерного фонда (14 тыс. номеров в гостиницах категории 3*-5*), это достаточно много, если учитывать, что до чемпионата еще год, а также то, что остальные 23% активно подготавливаются. Однако все еще актуальным остается вопрос размещения болельщиков.

Как отмечают специалисты, по разным прогнозам в Украину приедет от 600 тыс человек до 1 млн. Разброс слишком большой, чтобы делать предположения по поводу того, готовы ли Киев, Харьков, Донецк и Львов принять болельщиков. Кроме того, как правило, футбольные фанаты предпочитают более дешевое жилье, с которым, как известно, у нас дела обстоят куда хуже, чем с элитным. Хотя, ситуация в каждом из городов обстоит по-разному. Рассмотрим хотя бы два наиболее актуальных для нас  места, на примере которых вполне можно составить общий взгляд на предчемпионатную картину.

Итак, столица – лицо Украины, несмотря на декларируемое равенство городов, должна выглядеть более достойно, так как основной имиджевый и инфраструктурный «удар» она берет на себя.

На сегодняшний день в Киеве функционируют 130 объектов размещения, фонд которых составляет 9942 номера. Правда, большая часть отелей — это остатки советских гостиниц с сопутствующими атрибутами. Поэтому руководство УЕФА требует наличия новых или реконструированных отелей (особенно после июльского посещения столицы). Неправильное соотношение качества и цены — вот ахиллесова пята гостиничного рынка Украины. Согласно требованиям УЕФА, к моменту проведения Евро-2012 Киев должен иметь 7300 гостиничных номеров с распределением соответственно уровню гостиничного сервиса: пятизвездочные отели — 1950 номеров; четырехзвездочные — 4950 номеров; трехзвездочные — 400 номеров.

Если верить Государственной целевой программе по Евро-2012, то в период 2010-2011 годов в Киеве планируется открытие 41 нового отеля (из них 9 пятизвездочных, 23 четырехзвездочных, 8 трехзвездочных и один двухзвездочный), в которых будет около 7797 тыс. номеров. Пока, правда, Киев рискует стать городом для туристов, приехавших с большими деньгами, ведь в столице строятся только отели элитного класса для состоятельных людей. До Евро-2012 официально планируется (реалистично – планировалось)  открытие таких отелей как  «Гранд отель», «Sofitel», «Ibis», «Hilton»,  «Fairmont Hotel», «Sky Towers Hotel» и др.

В Донецке же для размещения целевых групп УЕФА подписаны контракты с 53 действующими гостиницами и с 19 строящимися и проводящими реконструкцию гостиницами, на общее количество номеров 3786. В целом, Донецк можно отметить как город, который, напротив, заботится о бюджетном жилье.

Так, по данным socmart, в городе сегодня реконструируют два общежития Донбасской национальной академии строительства и архитектуры, которые будут функционировать как хостелы. Это значительный вклад в номерной фонд города, так как всего в двух домах насчитывают 400 мест. Также успеет к Евро-2012 и вторая очередь гостиницы «Виктория», расположенная совсем рядом возле «Донбасс-Арены». На сегодняшний момент выполнено 80% работ, 23-этажное новое здание гостиницы должно функционировать в конце текущего года.

Во втором квартале текущего года в Донецке планируется начало строительства гостиницы под брендом «Campanile». Этот отель тоже обещают ввести в эксплуатацию к чемпионату. Вместе с тем, по данным, приближенным к строительной компании «Герц», курирующей строительство гостиницы, успеть ввести в эксплуатацию ее элементарно не успеют.

Кстати, Донецк – единственный город, который предприимчиво намекнул остальным, что харьковские, киевские и днепропетровские пятизвездочные гостиницы  будут помогать ему в размещении болельщиков во время финальной стадии чемпионата Европы 2012 года. Об этом на пресс-конференции в Киеве заявил Председатель Донецкой обладминистрации Анатолий Близнюк.

«Для Донецка вопрос с размещением гостей изначально стоял очень остро в связи с тем, что город, в первую очередь, промышленный, а не туристический. Требования УЕФА о проведении групповых и четвертьфинальных матчей уже утверждены, однако для розыгрыша полуфинальных поединков городу не хватает пятизвездочных гостиниц», — констатирует необходимость глава ДонОГА.

Это что касается отелей. Остальные аспекты подготовки также далеки от идеала. Поговорим, скажем, о стадионах. Если не считать донецкого стадиона «Донбасс арена», который начал строиться за счет средств Рината Ахметова (около 3,1 млрд. грн.) задолго до старта программ Евро-2012, а также частично харьковского стадиона «Металлист», роль частного бизнеса в подготовке чемпионата де-факто близка к нулю.

Дороги – вообще отдельная тема. Согласно Программе подготовки к Евро на ремонт железных дорог по маршрутам следования участников чемпионата, а также зрителей, которые будут приезжать в нашу страну в качестве гостей, изначально планировалось потратить 18,3 млрд. грн. Однако согласно исследованию отдельных источников, например, news2000, к сожалению, в расходах и отчетности по самым крупным объектам имеют место очень серьезные нестыковки. Например, изначально в Программе Евро-2012 предусматривалось израсходовать на достройку железнодорожно-автомобильного моста через Днепр в Киеве 4,2 млрд. грн.

Аналогичные «странности» в массовом порядке происходят при ремонте и строительстве автомобильных дорог. Здесь довольно существенное расхождение — почти на 2,5 млрд. грн. — между самой Программой по Евро-2012 и прогнозной сметной стоимостью строительства дорог.

Еще более подозрительные нестыковки можно наблюдать на примере реконструкции аэропортов. Взлетно-посадочные полосы во Львове, Харькове и Донецке сооружаются длиннее, чем это предписано международными нормами. Так, если максимально необходимая полоса для крупнейшего в мире пассажирского самолета Airbus A380 составляет 3,2 км (собственно, длина взлетно-посадочных полос большинства современных европейских аэропортов не превышает этой отметки), то в Украине сооружают площадки длиной в 3,8-4 км.

И тем не менее, несмотря на все препятствия, чинимые то ли целенаправленно, то ли в виду определенной невнимательности или халатности – он состоится. Зная по собственному опыту специфику нашего государства, смело можно утверждать: пока петух не клюнет, как говорится. Без такого стимула, как Евро-2012, Украина бы долгое время еще находилась в атмосфере «а нам и так хорошо», не предпринимая особо шагов к прогрессивному и динамичному развитию. Хочется еще раз подчеркнуть, что обновленная инфраструктура, хоть в какой-то степени – пожалуй, самое ценное материальное благо, которое останется у нашей страны после окончания чемпионата.

Анализ спортивного события такого масштаба будет неполным без учета нематериальных эффектов.  В этом контексте, главное преимущество Украины – это заявка о себе, в первую очередь как о стране больших возможностей. На данный момент действительно мало людей имеют стимул ехать в Украину хотя бы потому, что они о ней ничего не знают (кроме интересующихся индивидуумов), кроме как об отголоске СССР и блеклый луч «Оранжевой революции». Чистого спорта на Евро – это 16 матчей, 32 часа. А все остальное время, приблизительно 700 часов – это пребывание гостей чемпионата в Украине, которые, приехав обратно, будут разносить информацию о стране, устно, в блогах, в СМИ; рекомендовать ее знакомым, коллегам как туристически- или же инвестиционно привлекательный регион, что уже будет эффектом социальной и публичной дипломатии. Современные реалии подтверждают: порой далеко необязательно быть официальным дипломатом, чтобы «раскрутить» свою страну перед международной общественностью.

Наши граждане, задействованные в чемпионате, в свою очередь,  получают огромный опыт в организации и участии в событиях элитного масштаба.

В общем, как мы видим, эффекты от этого выходят далеко за рамки европейского футбольного первенства. Евро-2012 — это также мощный геополитический проект, реализовав который, Украина самоутвердится в мире: покажет себя как страна, которая способна решать серьезные задачи. Ведь сегодня мы декларируем свою интеграцию в европейское пространство, и нам шанс через Евро -2012 продемонстрировать, как мы можем справляться с такими небольшими задачами по сравнению с серьезными задачами на пути вступления в ЕС .

Источник  ІА «RBN»

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Реклама
Реклама

Календарь

Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031