Рубрики | Новости

Япония, будет ли новое экономическое чудо?

29 Март 2011, admin

Все мировые таблоиды, больше недели неотрывно следят за событиями, разворачивающимися в Японии. Испытания, выпавшие на долю японского народа уже окрестили наиболее тяжелыми, со времен Второй Мировой войны.

Ядерная угроза, пожалуй, наиболее острая и животрепещущая тема. На фоне возможной техногенной катастрофы, порой кажется, уже не так ощутимы подземные толчки все еще сотрясающие Страну восходящего солнца.  Читая сообщения в СМИ, иногда думаешь, что надежды просто не осталось — страна в руинах, жители без крова, государству грозит энергетический и экономический кризис. Мелькающие на  разных каналах одни и те же кадры, создают иллюзию, что действительно вся Япония разрушена, тогда как стихия затронула порядка 7% территории, в 240 км от Фукусимы – в Токио, разрушений нет.

Разруха для японцев – может стать стимулом к развитию, что доказало, между прочим, стремительное восстановление национальной экономики после Второй Мировой войны. И стране уже однажды пережившей одно экономическое чудо, являясь одним из локомотивов мировой экономики, как минимум рано предрекать коллапсы какого-либо рода.

Японцам стоит отдать должное – они с честью выходят из сложившейся ситуации, действуя выверено, как в отношении ликвидации последствий природного катаклизма, так и в случае поддержания наплаву национальной экономики.  На тему экологии и радиоактивной угрозы сказано немало, и сегодня многие эксперты взялись оценивать экономические последствия трагических событий в Японии. В масс-медиа поочередно появляются сообщения об энергетическом упадке, очередной волне мирового кризиса, и возможном новом рывке в экономике Японии. Сложно сегодня делать какие-то прогнозы, однако хочется разобраться в некоторых из них, и понять какова, собственно, роль Украины во всем этом.  За комментариями мы обратились к Первому торговому представителю Украины в Японии в 2005-2009 гг., Заместителю председателя Национального агентства экологических инвестиций (НАЭИ), Вадиму Сидяченко.

Итак, наиболее резонансные заявления, появляющиеся в СМИ:

Первое – это опасения в том, что Японии может грозить энергетический кризис, который возможен вследствие аварий на АЭС. Энергетика Японии — третья по величине в мире — имеет 330 ГВт установленной мощности. Впрочем, воспользуемся простыми арифметическими расчетами: пострадали лишь 8 энергоблоков из 55 находящихся в Японии – это 15% в общей ядерной энергетике. В свою очередь ядерная энергетика составляет порядка 50% от общей энергетики страны. Итак, получаем минус 7% из общего баланса, что трудно назвать крахом всей системы, уверяет Вадим Сидяченко.

Очевидно, что разрушенные энергоблоки «Фукусима-1» восстановлению не подлежат. Эти условные 15% ядерной энергетики должны будут возмещаться за счет тепловой. Как вариант, Япония может снова начать использовать ранее законсервированные теплоэлектростанции, но тут возникает другой вопрос – дефицит углеводородного сырья в самой Японии, что ставит ее в несколько зависимое положение. Российские эксперты уже  просчитали подобный вариант событий, и подтвердили способность покрыть потребность за счет российских энергоресурсов. Россия уже заявила о намерении обеспечить дополнительные поставки СПГ в Японию. По оценкам российских экспертов в ближайший месяц стране может потребоваться до 100 газовозов СПГ.

Также Владимир Путин предложил ускорить энергетические проекты на Дальнем Востоке, в частности «Газпром» должен будет ускорить работы по «Сахалину-3». Кроме того была реанимирована идея 1998 года по строительству энергомоста Хабаровский край – Сахалин – Япония с прокладкой подводного кабеля — так российское правительство намерено помочь соседу с поставками электроэнергии. По словам вице-премьера Игоря Сечина, строительство займет два года, и возможные объемы поставок электроэнергии с Дальнего Востока — 6 000 МВт. Таким образом, трагические события в самой Японии, интенсивнее стимулируют японо-российскую интеграцию, выводя на новый уровень отношений. Помимо прочего, в России существует более ста инвестиционных японских проектов, рассказывает Вадим Сидяченко.

Главный конкурент Японии по уровню экономического роста – Китай, также готов увеличить поставки топлива одному из своих основных торговых партнеров. Китайское правительство в срочном порядке поставит в Токио 20 тысяч тонн бензина и дизельного топлива.

В свою очередь волнообразная ситуация на рынке нефти, демонстрирующая понижение цены на черное золото на прошлой неделе, из-за событий в Японии — краткосрочное явление, рассказывал эксперт.  И действительно, временное снижение спроса с японской стороны, вследствие остановки заводов, имеет куда меньшее, «сиюминутное», влияние на мировой рынок. Другое дело конфликт в Африке — перебои в поставках крупнейшими арабскими экспортерами нефти, грозят дефицитом сырья, и судя по разворачивающейся тенденции, экспорт нефти из Ливии может быть приостановлен не на один месяц. Сегодня мы уже видим, обострившаяся геополитическая ситуация в Африке – начало боевых действий в Ливии,  кризисные ситуации в Бахрейне и Йемене, вновь взвинтили цены на нефть.

Далее, о японском автопроме.  Да действительно, на время приостановили работу  такие автогиганты как Toyota, Honda, Nissan.  Однако основные мощности автоконцернов   сосредоточены, к счастью, не в зоне бедствия, а в той же Нагое или Хиросиме. Остановка мощностей — это временное явление, и, по словам Вадима Сидяченко, вызвана по большей части сверхвысокой точностью процесса сборки, при которой малейший толчок может дать сбой.

Другое дело, что именно в районе Тахоку находится центр по производству деталей и запасных частей для автомобилей и бытовой техники. Отсутствие комплектующих затрудняет работу предприятий. Японцы не отличаются запасливостью, как таковых складов у них нет, поэтому недостачу в первое время, по большому счету, и нечем-то перекрыть. Другое дело американцы и европейцы — недостачу в поставках в первое время они смогут компенсировать за счет складских запасов. По сообщениям в СМИ, к примеру, компания «Toyota Motor Corporation» возобновляет производство автокомплектующих для поддержания производственного цикла на своих предприятиях за рубежом 21 марта, Mazda Motor — с 22 марта.

Также Sony объявила, что ее завод по выпуску аккумуляторных батарей в префектуре Тотиги на севере Японии возобновит работу 22 марта. Nissan также планирует открыть шесть предприятий по производству автомобильных деталей 22 марта и некоторые сборочные предприятия с 24 марта.

И хотя сегодня уже появляются сообщения о подорожании авто в Америке и Европе, о перераспределении авторынка говорить  преждевременно. Между тем, аналитики исследовательской организации IHS Automotive отмечают, что перебои в производстве, в первую очередь приведут к нарушениям в логистической цепочке. Ориентировочную оценку сделали эксперты агентства Goldman Sachs: день простоя обходится Toyota в 72 млн долл, Honda – в 25 млн долл.

К вопросу о диверсификации последующих рисков: вряд ли землетрясение сыграет ключевую роль в переносе производственных мощностей ведущих японских автоконцернов в другие страны. Японцы и автомобиль – неразделимы, такова общенациональная ментальность! И как рассказывает господин Сидяченко, подобная тенденция наблюдается в последнее время вовсе по другим причинам. Главная из них – стабильное укрепление йены, что самым нелицеприятным образом сказывается на экспортоориентированных отраслях, к коим относится японский автопром.  Это толкнуло Японию на беспрецедентный шаг – Nissan вынес полное производство такой популярной модели, как Nissan March в Тайланд – это первое полное автомобильное производство за рубежом. Оказалось, что экспортировать из Тайланда в Японию дешевле, чем производить в Японии и экспортировать в Тайланд. Следующими на очереди являются Mitsubishi, и эта тенденция общая.

Подобная ситуация наблюдается и на рынке электроники. Впрочем, чем больше японцы выносят за пределы своей страны, тем больше стимулируют иностранные экономики. Так вот однажды инвестировав в Китай, сегодня они не знают, как эти инвестиции остановить. Для Японии стало настоящим ударом – в 2010 году Китай обошел страну «крадущегося тигра» по темпам развития, и стал вторым вслед за США. А ведь Япония удерживала вторую позицию 30 лет.

Неуклонное укрепление йены стало стимулом консолидации сил «Большой Семерки», степени коей они не демонстрировали вот уже как 10 лет. 18 марта, дабы поддержать японскую экономику, была осуществлена совместная интервенция цетробанками G-7, за счет чего удалось сбить йену на 2,1% по отношению к доллару. На фоне звучащих прогнозов о возможном продолжении интервенций со стороны стран G-7, курс йены удается сдерживать в районе 80 йен за доллар.

В свою очередь центробанк Японии заявил о том, что будет проводить мощную кредитно-денежную либерализацию, что, по мнению политиков, необходимо для предотвращения рецессии третьей экономики мира.

Укрепление йены не будет способствовать более быстрым темпам ликвидации последствий стихии и восстановления экономики Японии, так как экспорт является основной статьей дохода страны. А отток йены может спровоцировать кризис доверия на рынках, которые и так взбудоражены долговыми проблемами Европы и беспорядками на Ближнем Востоке.

Впрочем, как известно, интервенция дает краткосрочный эффект в стабилизации курса. «Интервенции должны быть синхронные и агрессивные…но даже в этом случае это не гарантия»,- приводит слова одного из лондонских трейдеров агентство Рейтерс.  Учитывая «насильственный» контроль над йеной, и прочие колебания  едва ли можно с полной вероятностью  спрогнозировать по какой дуге начнет разворачиваться финансовая ситуация в стране. Оптимисты пророчат «адреналиновый всплеск» и оздоровление экономики, те кто более сдержан, опасаются еще большего утяжеления камня на шее Японии в виде государственного долга, который сегодня уже составляет 200%ВВП. Тяжелая макроэкономическая ситуация в стране, растущий уровень безработицы– откуда тут взяться внутреннему спросу, финансовая стагнация, отток капитала – не лучший плацдарм для рывка. «Землетрясение в Японии — ужасное событие, которое произошло в худшее время для страны», — сказал Нуриэль Рубини, в интервью американскому телеканалу Bloomberg, имея ввиду экономическое положение Японии.

За счет чего страна будет ставить себя на ноги? Во-первых, по мнению Вадима Сидяченко, у Японии большие внутренние ресурсы, плюс деньги бизнеса и помощь международного сообщества. Однако брать деньги из бюджета – значит выпускать новые бюджетные бумаги, и значит увеличивать госдолг. По данным Всемирного банка восстановление японской экономики займет около 5 лет и стоить будет стране ориентировочно до $235 млрд, то есть 3-4%ВВП. Глава Министерства финансов Японии Каору Есано отметил, что потери будут больше чем в 1995 году после землетрясения в Кобе, которое является самым дорогостоящим стихийным бедствием за всю историю страны. Так японскому правительству необходимо будет потратить до $12 млрд на восстановление страны из текущего бюджета, и в разы больше из следующего. В начале прошлой недели Банк Японии пообещал выделить $220 млрд (18 трлн иен), но заявления регулятора не успокоили инвесторов, в результате, сумму поддержки увеличили еще на $61 млрд (5 трлн иен).

Так эксперты прогнозируют в краткосрочной перспективе замедление роста реального ВВП, однако, уже во второй половине 2011 года аналитики надеются на бурное восстановление японской экономики. «История показала, что в результате стихийных бедствий в развитых странах местная экономика сперва испытывает крайне негативный краткосрочный эффект. Затем, спустя несколько месяцев, производство в стране начинает расти семимильными шагами – ведутся восстановительные работы. Больше всего это окажется на руку строительному сектору, а также всем производителям, хоть как-то связанным с этим. Правда, эффект этот будет длиться недолго и закончится уже в 2013 году», — поясняет РБК daily главный экономист IHS Global Insight Нариман Бехравеш.

Угроза радиоактивного загрязнения по-прежнему остается главным источником для паники. Только получается, что  в самой Японии сегодня население реагирует куда сдержанней, волна паники пошла дальше, перекинувшись на страны, имеющие торговые отношения со Страной восходящего солнца. Крупнейший торговый партнер Японии по экспорту США, опасается импортировать товары из Японии. В то же время Италия вообще запретила импорт японского продовольствия.

«В тяжелые экономические времена страны во всем мире ищут способ поддержать национального производителя. Поэтому инцидент в Японии дает хорошее оправдание протекционизму. Это повредит не только Японии, но и мировой экономике в целом», — заявил экономист Макс Фрад Вольф.

«Подмоченная» репутация японской продукции, плюс  перебои в работе японского автопрома, как наиболее экспортоориентированной отрасли – не могут сегодня не отразиться на финансовом состоянии страны. Как скажется на японской экономике резкий спад экспорта, ввиду возросшей потребности импорта – в первую очередь выиграют главные японские импортеры, тот же Китай. Впрочем, спад японского экспорта – явление временное и учитывая японский опыт, все больше аналитиков сходится во мнениях, что экономический спад будет краткосрочным. В рядах сторонников этой теории и известный американский миллиардер Уорен Баффет. «Для восстановления потребуется некоторое время, но землетрясение не изменит экономического будущего Японии. Если бы у меня были японские акции, я бы точно их не стал продавать», — заявил Уорен Баффет.

Стоит добавить, что Япония – главный мировой донор, в рамках той же программы Official Development Assistance. «Боюсь, что конечно донорские программы будут сокращены», — отметил Вадим Сидяченко. Как бы то ни было, международные обязательства для Японии – дело чести, и вряд ли они откажутся от многих проектов. Вероятнее всего они будут частично сокращены, либо продлены во времени.

Ну а мы, Украина? По большому счету разница в весе у нас с Японией заметна невооруженным глазом.  На слишком разных уровнях экономической иерархии мы находимся, и прямых точек соприкосновения очень мало.

Пожалуй, наиболее явно выраженный общий интерес — сталь. Впрочем, наша сталь не может составить должной конкуренции японской по качеству, и как рассказывает  зампредседателя НАЭИ,  нацелена на другие потребности. Так что рассчитывать, что мы сможем перекрыть возможный дефицит собственной продукцией, скорее утопичная идея. В Азиатском регионе наверняка высвободившиеся позиции займет Китай – главный конкурент Японии по экспорту стали в регионе.

«Сейчас японская металлургия потеряла около 18% мощностей (Япония занимает 2-е место в мире по выпуску металлопроката), поэтому металл им наверняка скоро понадобится как для строительства зданий, так и для восстановления инфраструктуры», — цитировала «Сегодня» руководителя департамента по вопросам ГМК «Госвнешинформа» Владимира Пиковского. «Прослеживается такая цепочка: практически весь японский круглый и плоский прокат идет на внутреннее потребление, а не на экспорт, плюс импорт из Китая и Южной Кореи. Значит, освободится ниша в Юго-Восточной Азии для поставки нашей полуфабрикатной продукции. Цена предложения черного металла на рынках уже выросла на $20—30 на тонне — это около 5%», — говорил Пиковский. Однако, по мнению директора Международного института трансформации общества Олега Соскина, возможный рост цен на  украинскую металлургическую продукцию, не сможет сильно помочь экономическому состоянию Украины.

Впрочем, если рассуждать теоретически, мы смогли бы увеличить экспорт зерна в Японию, в которой сейчас наблюдается рост цен на этот продукт, поскольку пострадавший регион больше сельскохозяйственно-ориентированный, и выращивалось там зерно для производства комбикорма.

Да, прямой тропинки влияния японского катаклизма на украинскую экономику нет, однако не стоит забывать, что в случае худшего варианта развития ситуации – нового витка кризиса в мировой экономике, и без того «хрупкая» национальная экономика может дрогнуть. Вспомним, мировой кризис 1998 года тоже начинался с Японии.

Как рассказывает Вадим Сидяченко – реальную поддержку Японии, с явной собственной выгодой, мы могли бы осуществить в рамках зеленых инвестиций. Компенсация потерь в энергетическом секторе за счет роста мощностей тепловой энергетики, повлечет за собой увеличение выбросов японской стороной. Сегодня в Японии существует так называемая «инициатива премьера Хатоямы» – сокращение выбросов до 2020 года на 25%, которая при увеличении доли тепловых обязательств, становится для Страны восходящего солнца супер-задачей. В условиях сложившейся ситуации мировое сообщество отнеслось бы с пониманием, снизь Япония сегодня существующие условия. Однако, как уверяет господин Сидяченко, японцы очень серьезно относятся к международным обязательствам и вряд ли пойдут на подобный шаг. Здесь Украина могла бы сыграть свою роль – передав часть своих квот на выбросы японской стороне. Тем самым Украина стимулирует частичный японский экспорт, получит новейшие технологии, разработки в проектах альтернативных источников энергии и энергосбережении. Подобная форма сотрудничества могла бы дать толчок японо-украинским отношениям, которые сегодня находятся практически на нулевом уровне. Впрочем, на те немногие проекты, которые финансируются на японские средства, нынешний кризис не повлияет, в частности речь идет о проекте ветки киевского метрополитена на Троещину и нового терминала аэропорта «Борисполь». «Я глубоко интегрирован в этот проект (о ветке метрополитена на Троещину-ред)», — отметил Вадим Сидяченко, уверяя, что все запланированное финансирование японских инвесторов сохранится в необходимом объеме. Ситуация с новым терминалом аэропорта несколько иная, поскольку проект изначально рассчитывался в йенах. Помимо этого, японцы не единственная сторона осуществляющая финансирование, «Борисполь» частично рассчитывал на собственные средства и средства из госбюджета.

Ну а пока весь мир подсчитывает потери японской нации, строя прогнозы и догадки, сам народ потихоньку начинает приходить в себя. Все больше череду новостных выпусков сменяют вставки развлекательных телепередач, ажиотаж на йодосодержащие препараты спал и в стране ведется сбор средств на помощь пострадавшим.

Точно оценить экономический и экологический ущерб поможет время, а пока страна понемногу возвращается к привычной жизни. И хочется верить, что та сплоченность, которую продемонстрировал не только весь японский народ, но и мировое сообщество, поможет вернуть один из трех столпов мировой экономики на ноги. Впрочем, в японцах сомневаться не приходится, матушка природа с завидной регулярностью испытывает эту уникальную нацию на прочность. И каждый раз уникальным образом этот трудолюбивый и удивительный народ демонстрирует очередное чудо…

Юлия Чечёткина

Источник ІА «RBN»

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Реклама
Реклама

Календарь

Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930