Главная / Культура / Фотография / Фотограф Котилевский Дмитрий

Дмитрий Котилевский

 

Зачем нам фотография дана…

Фотография (а по нашенски – светопись) для граждан и гражданок постсоветского (кто помнит СССР?) пространства всегда являлась чуть ли не самым главным из искусств (не считая вино, кино и домино). Фотографией болели все - от первоклашек до седых дедулек, от академиков до беспризорников (хотя их то в СССР, вроде, как и не было)! В СССР фотоаппарат и «все к нему» стоило таких небольших денег, что школьник мог, сэкономив на завтраках, купить «Смену-8М» или даже широкоформатный «Любитель» в течение пары-тройки месяцев. Его капиталистические сверстники нервно курили в углу и с завистью глядели на папашины «Хассельблады» и «Никоны». У нас фото было народным! Народным оно осталось и в эпоху развитой демократии и начального капитализма в СНГ. Хотя теперь все стало еще серьезней! Фотоаппараты есть у всех… в телефоне! Попробуйте найти новый телефон без «фотика»… я искал – не нашел. И фото шагает в массы, точнее уже не шагает, а стало привычной «шнягой» для большинства людей. Хорошо это или плохо? Это все равно, это никак. Никак это не сказывается на то, что изначально было фотографией, светописью… Не переходит количество в качество, как бы это ни было печально.

Удельная масса настоящего фото неуклонно, год от года, снижается, радует, что абсолютное количество интересных фото остается на одном уровне. Т.е. люди, влюбленные в фото, есть, их всегда было немного, и они появляются и сейчас. Не наличие фотоаппарата формирует фотографа, а наличие способности видеть окружающий мир быстро и точно. Художники тоже должны видеть все, но не обязаны быть молниеносными в своем творчестве. Они подождут, посидят подумают или нарисуют по памяти, а вот с фото все не так, фактор времени сужает границы возможного. Мгновение заката, улыбки, полета… они мгновения, и фото своей сущностью может запечатлеть эти мгновения и главное – придать изображению достоверность и реальность. В живописи время замораживается на любой промежуток времени, в кинематографе время впечатывается в пленку кадр за кадром, а в фотографии надо уметь время останавливать на короткое мгновение и успевать сделать все.

Но довольно философических фраз. Попробуем разобраться с основными направлениями фотографии. Нет никакой возможности создать строгую научную классификацию различных направлений фотографии, учитывая, что это и искусство, и наука, и ремесло, и хобби, и даже болезнь… И все это одновременно, и все это в любых пропорциях. Не будем говорить о техническом качестве фото (пока не будем). Предположим, читатели отлично понимают, что техническое совершенство – не основной критерий фотографии. Хотя НАСТОЯЩЕЕ ФОТО не может быть технически некачественным, наоборот – сколько угодно. Т.е. формальное техническое мастерство еще не повод называть себя фотографом, это ремесло. Но только хороший ремесленник может претендовать на то, чтобы стать мастером… если захочет и если сможет… Итак, с точки зрения конечного продукта, собственно готовой фотографии, стоит попробовать разделить фото на типы.

Первый тип фотографий это то, что делает каждый фотограф, прежде всего все владельцы фотокамер начинают снимать то, что видят вокруг: красивое, необычное и ценное. Вот давайте условно и назовем это – мейнстрим. Это фото объектов (или субъектов) призванное запечатлеть именно то, что видно невооруженному глазу: танк, бутылку молока, друга Васю, небо, море, модель в студии, президента на трибуне, практически все-все-все…

Фотография

Такого рода фотографий каждые сутки на нашей планете появляется много миллионов кадров. Задумывались об этом? Из примерно 6 миллиардов жителей планеты у 2 миллиардов точно есть «фотик», хотя бы в телефоне. Предположим 1% из владельцев фотоаппаратов решил сегодня поснимать и сделал ОДИН кадр – сколько имеем кадров? ДВАДЦАТЬ МИЛЛИОНОВ! Т.е. если пересчитать по курсу «гривна-кадр» – большие бабки получаются, навскидку 20 неплохих Лексусов. В сутки… Э-эх стать бы владельцем того фотолаба, где все это напечатают, на одни сутки хотя бы… Может мы ошиблись? Например, в десять раз просчитались и таких фото всего два миллиона в сутки снимается, а может и 200 миллионов? Ведь «профи» в фотоателье один кадр в сутки снимать не могут, с голодухи загнутся. И условный «один процент» - это наверняка только в понедельник может случиться или первого января…

Итак, такого фото не то, что много, его излишне много. Ценность его чисто утилитарная: себе на память в альбом, продать рекламщику или в паспорт вклеить. Такое фото не плохое, нет, - оно просто такое есть по определению. Это МЕЙНСТРИМ - это то, что делают поголовно все. Фотографируя объекты - будьте уверены – вы делаете МЕЙНСТРИМ. Каждое нажатие на кнопку затвора увеличивает и без того огромное число 20 миллионов на один кадр. Общечеловеческая ценность мейнстрима примерно так и равна в среднем 1 гривне - стоимости отпечатка 10х15 см. Удачный мейнстрим от папарацци продается дороже, но на среднюю ценность карточки это не влияет. Не каждый день рожает Мадонна или брачуются представители Британской королевской семьи. Хотя для автора каждая конкретная фотокарточка может иметь непревзойденную ценность, но, увы, только для него и его мамы (жены, тещи и т.д.) Не удивляйтесь, что никто не восхищен вашим творением «Я у памятника Пушкину», такое уже сняли до вас 300 миллионов человек и видели ВСЕ, включая бушменов далекой ЮАР.

Второй тип фотокарточек – «фотография с отношениями», с субъективной оценкой происходящего, с переживанием автора или его идеями. Т.е. фотографируя любимую (женщину или кошечку), Вы, конечно, относитесь к ней хорошо, но все равно получится мейнстрим, потому что ежедневно фотографируются полмиллиона любимых женщин. Се-ля-ви... Покажите свой внутренний мир в маленькой карточке так, чтобы люди остановили взгляд, а может и дыхание на пару мгновений, чтоб защемило в груди от боли или радости, чтоб мозг зрителя взорвался новой идеей или он захлебнулся негодованием!

Фотография

Фотография

Чтоб снимать такое - не нужны ни объекты, ни субъекты, ни композиция, ни техника. Нужен автор-субъект со своим отношением к светописи. Вот тогда и получится фото второго типа – субъективная фотография. Чаще всего мейнстриму противопоставляется авангард, вот это и будет наш новый герой АВНГАРДИСТ-СУБЪЕКТИВИСТ со своими авангардными фото. Однако «законченный авангардист» может сфотографировать кучку… эээ.. ну вы поняли, да? И назвать это творение «Ода к радости», а зритель должен наслаждаться.

Фотография

Фотография

У таких картинок собственный «язык» и критерии качества, причем у каждого автора они свои. Поверьте, это очень интересно… первые пару месяцев или лет. Потом это надоедает... Вас перестанут понимать, будут крутить пальцем у виска и, чаще всего, правильно будут крутить. Ведь творчество будет исключительно понятным, но исключительно двум-трем искусствоведам и двум-трем друзьям. А вывернутые наизнанку души не слишком приятное зрелище, да и не нужно это никому на самом деле. Этот этап, скорее всего, неизбежен на пути становления Фотографа с большой буквы. Однако авангард является таковым до тех пор, пока не начал хорошо продаваться, появляются ученики-последователи Вашего уникального стиля и оп-п-паньки - «вы опять на Дерибасовской»… Мейнстрим засасывает, зато приносит признание в среде восторженных любителей красивостей и даже иногда деньги приносит. Многим надоедает это скучное занятие, но немногие могут отказаться от объектной съемки в пользу авангарда. Чаще всего это значит наткнуться на непонимание даже старых друзей, не говоря уж о милой, которую снял не так как обычно - может не простить авангардистского взгляда! И вот тут наступает момент перелома. Или назад, в стаю мейнстримщиков, или вперед, непонятно куда. А впереди только одно…

НАСТОЯЩЕЕ ФОТО

Вот так, ни много, ни мало! Ваш покорный слуга огульно охаял все, что снимали Вы, дорогие читатели. Да? Нет! Я надеюсь, что до этого места дочитали только те, кто интересуется искусством светописи, те, кто осознал, что первое и второе направление фотографии ему уже не интересны, кто ищет способ выразить свое стремление к гармонии, красоте и, не побоюсь этого слова, стремление вечности. Ценность настоящего фото не в сиюминутных событиях (го-о-о-о-ооол, свадьба Васи и Светки, закат над Мухосранском), не в выворачивании шизоидных (в хорошем смысле слова) идей фотографа типа «жизнь – гавно», «я люблю Светку больше, чем конфетку», «все девушки делают ЭТО» и т.д. на суд зрителя, нет. Суть фотографии – держитесь и не упадите – изображении света и тени на бумаге!

Фотография

Работа фотографи

Фотография

Фотография – это светопись, именно для того и изобретена была, чтоб свет запечатлеть и тень заодно тоже. Ибо свет без тени осознать невозможно. Когда ценность изображения на отпечатке становится главной, тогда фотка становится частью изобразительного искусства. Реально на таком фото может быть и закат над Мухосранском, и любимая кошечка, и вообще все, что угодно, но если смотреть мимо объектов на структуры и свет, если они совершенны и радуют взгляд – это и есть Светопись. А если объекты или отношения довлеют на картинке – это мейнстрим или авангард. Вот и вся разница.

Единственная мечта автора этих строк – подсказать хотя бы одному-единственному человеку, который запнулся в своих исканиях, который чувствует, но пока не понимает, а хочет понять… Друг, этот месседж тебе адресован: ищи структуры, ищи отражения и связи, ищи плоскости и выпуклости, вершины и провалы, находи СВЕТ и ТЕНЬ! Пусть твои фото будут наивными, непонятными, бессодержательными. Получится хоть одна настоящая Фотография (к счастью, когда получается первая фотография, нащупывается жила и есть шансы сделать больше) за всю жизнь – ты счастливчик. Потому что ты запечатлел то, чего никто не видит, ты СОЗДАЛ картину безотносительно к объектам и субъектам, ты создал изображение того, что существует вне нашего сознания и желания, ты стал созидателем, отделив свет от тьмы. Путь этот труден, кроме желаний нужны знания и опыт, навыки восприятия и много удачных стечений обстоятельств. Есть, конечно, гении равные Адамсу и Судеку, только они встречаются очень редко и если неграмотны в контексте изобразительного искусства - эти гении останутся безвестными, даже самим себе.

Котилевский Дмитрий

Вот такой взгляд на фотографию, дорогие читатели. Ни в коей мере не пытаюсь навербовать среди вас сотню-другую Адамсов или запретить снимать закаты и кошечек. Фотографируйте все, что угодно, да на здоровье! Но я надеюсь разбудить одного, всего одного человека, тогда все это написано не зря...

В статье использованы фотографии автора, его друзей и учеников, а также нарушены авторские права сонма безвестных фотографов из интернет-тусовок.

Котилевский Дмитрий Алексеевич, 1965 г.р., врач, гуманист, эпикуреец, фотограф, член Национального Союза ФотоХудожников Украины.